Приложение МААМ

Наблюдение «Рассматриваем божью коровку» (1 фото)

Татьяна Бурлуцкая
Наблюдение «Рассматриваем божью коровку»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство детей со строением жучка, выделение и называние основных частей тела, их особенностей.

Средства: объект живой природы - божья коровка, лупа. Способы: - рассматривание - вопросы поискового характера - художественное слово

Публикация «Наблюдение „Рассматриваем божью коровку“» размещена в разделах

Ход. Рассмотреть божью коровку вместе с детьми через лупу. - Кто ползет по ладошке? - Что у нее есть? (Крохотные ножки-паутинки, трещинка на спинке, крапинки) - Какого цвета божья коровка? - Какого цвета крапинки? Сколько их? Прочитать детям стихотворение Тины Пых «Что за муха или жук.»

Что за муха или жук?

Не пойму никак я,

То летает, а то, вдруг,

Сложит крылья - платье.

Маме показал жука,

А она смеё тся:

- Этот красненький в горох

Солнышком зовётся.

Он на солнце не похож,

Могла и ошибиться.

К папе я жука отнёс,

Пусть скажет, что за "птица".

Я пришёл, а у него

Уже сидит похожая.

- Видишь, сын, ведь прилетела

К нам коровка божья.

Он коровка или жук?

Что же получается?

Лучше выпущу его,

Вдруг ещё кусается.

Вывод: у божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой

поверхности. «Точки – что они означают».

Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.

Средства: объект живой природы - божья коровка.

Способы:

- художественное слово

- рассказ

- вопросы

- рассматривание

- игровое упражнение

- словесная игра

Ход.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки-

Черненькие точки. (Божья коровка)

– Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли «солнышками». А имя божья коровка появилось позже.

Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:

Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или тепло.

Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.

– А кто из вас знает, что означают точки на крыльях у коровки?

Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двухточечная, с пятью – пятиточечная и т. д. Мы привыкли, что божьи коровки красного цвета, но есть и желтые, и коричневые божьи коровки.

Игровое упражнение «Сосчитай, сколько точек у божьих коровок».

Словесная игра «Придумай имя для божьей коровки».

Вывод: в наших краях чаще всего встречаются пятиточечные и семиточечные божьи коровки. «Как божья коровка передвигается

Цель: уточнение представлений детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Средства: объект живой природы - божья коровка.

Способы:

- рассматривание

- вопросы поискового характера

- художественное слово

Ход.

Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы:

- Какие крылышки у божьей коровки?

- Почему она их прячет под надкрыльями?

- Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие?

- Какие ножки у жучка? Сколько их?

- Быстро ли он ползает?

- Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?

Чтение стихотворения И. Волк «Лезет божия коровка».

Лезет божия коровка

По травинке очень ловко.

Крылышки, как лепесточки,

И на них чернеют точки.

Спинка издали видна -

Ярко-красная она.

Я ее возьму в ладошку,

Поболтаю с ней немножко.

О погоде и о детях,

А потом пора лететь ей.

Крылышки расправит ловко

И летит моя коровка!

Совместное исполнение песенки:

Божья коровка, черная головка,

Улети на небо, принеси нам хлеба!

Черного и белого, только не горелого.

- Послушалась! Расправила свои прозрачные крылышки и улетела.

Вывод: божья коровка передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела. «Чем питается божья коровка

Цель: формирование представлений детей о том, что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.

Средства: объект живой природы - божья коровка; растение, на котором есть тля; прозрачный сосуд.

Способы:

- опыт

- рассматривание

- педагогическая ситуация-отношение

- педагогическая ситуация-проблема

- художественное слово

Ход.

Воспитатель может организовать наблюдение различными способами:

1. предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки;

2. предварительно находит растение, пораженное тлей, сажает на него одного-двух жучков и помещает в прозрачный сосуд.

В разговоре с детьми уточняет, что хищник – это всякое животное (крупное или мелкое, которое питается другими животными.

Ситуация-отношение «Хищник - это хорошо или плохо».

Ситуация-проблема «Если бы не было божьих коровок».

Чтение стихотворения Н. Борисовой «Красная горошина».

Красная горошина, В огороде ловит тлю –

Чёрненькие точки. Я за то её люблю.

Я коровку божию Вот сейчас разделит спинку

Вижу на листочке. На две ярких крышечки,

Но от этого жучка А под каждой половинкой –

Не дождаться молочка. Тоненькие крылышки.

Нет копытцев у коровки, Мне не нужно хлеба,

И рога ей не "к лицу". Улетай на небо!

Пьёт нектар коровка ловко, Покорми своих телят

Ест цветочную пыльцу, И потом вернись назад.

Вывод: божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Они поедают огромное количество тли, любят угоститься паутинными клещиками, личинками жуков - листоедов.. «Как божья коровка защищается от врагов?»

Цель: формирование представлений детей о том, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».

Средства: объект живой природы - божья коровка.

Способы:

- художественное слово

- опыт

- рассматривание

- педагогическая ситуация-информация

- составление рассказов

Ход.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Красный с пятнами жучок

Сел на тоненький сучок.

На кусточке у забора

Он похож на мухомора,

Лишь у пятен чёрный цвет,

А других отличий нет.

Тли и клещи куст калечат,

А жучок его полечит.

Урожай хороший там,

Где поможет он кустам.

Съест вредителей всех ловко.

Кто он? (божия коровка).

Воспитатель предлагает детям найти божью коровку, чуть прикоснуться к ней травинкой.

- Что произошло? (Надолго замерла крошка, испугалась, у нее нет ни ногтей, ни зубов, а врагов много.)

Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что это такое.

Ситуация-информация «Почему жучка легко найти, и почему он яркой окраски?».

Составление рассказов «Что интересного я узнал о божьей коровке».

Вывод: окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.

Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

О. Конаева

Мчится божия коровка

В красном платьице коротком,

Платье модное, в горошки,

В лапках модные сапожки.

На сапожке каблучок

Отвалился, а жучок

Обещал - каблук прибьёт,

Если гвоздики найдёт!

Е. Раннева

У Божьей коровки

Рубашка – пятнашка.

Какая же смелая эта букашка!

Со спичку головка,

А ползает ловко.

Покажет то левый,

То правый бочок.

Быть может, коровка

Совсем не коровка,

Не божья коровка,

А Божий бычок?

Загадки

Не мычит коровка та,

Нет рогов, копыт, хвоста,

Молока нам не дает,

Под листочками живет.

В чёрных точках красный плащ

носит жук. Растеньям - страж.

С вредной тлёй воюет ловко

эта. (божия коровка.)

Отгадайте-ка, ребятки, Тлей проворно поедает,

Что за жук на нашей грядке: Так растения спасает.

Не вредитель, жук любезный, Что за жук-черноголовка?

Для растений он полезный. Это -. (божия коровка)

Наблюдение «Рассматриваем божью коровку»
Публикации по теме:

Сказка про девочку Ромашку и её подружку Божью Коровку «Сказка про девочку Ромашку и её подружку Божью Коровку» Автор: Чередник-Халяпина Наталья Николаевна Из серии экологических сказок сочиненных.

Сказки детей «Сказка про божью коровку Бусинку и храброго жучка!» Сказка про божью коровку Бусинку и храброго жучка! Жила - была божья коровка по имени Бусинка. Домик её находился на сказочном лугу в аленьком.

Конспект занятия «Рисуем коровку» по нетрадиционной технике рисования «Пластилинография» в младшей группеКонспект занятия «Рисуем коровку» по нетрадиционной технике рисования «Пластилинография» в младшей группе Цель: продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами. Задачи: Продолжать учить приёму надавливания Развивать мелкую моторику,.

Наблюдение «Первоцветы»Наблюдение «Первоцветы» Цель. Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус). Продолжать учить рассматривать.

Наблюдение за елью на участке Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной, воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям.

Наблюдение за одуванчикамиНаблюдение за одуванчиками Наблюдение в природе и её сезонные изменения «Одуванчики». Цель: Продолжать знакомить с ранней весной и её природными явлениями. Дать понятие.

Наблюдение за сосулькамиНаблюдение за сосульками Наблюдение за сосульками. Старший дошкольный возраст. Цели:закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; учить наблюдению.

Прогулка «Наблюдение за грибами»Прогулка «Наблюдение за грибами» Проводится в рамках реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в.

Рассказ про божью коровкуРассказ про божью коровку Божья Коровка была совсем маленькой – меньше горошины, но очень нарядной: её яркое красное платьице украшали семь чёрных точек. Целыми днями.

Сравнительное наблюдение за воробьями Сравнительное наблюдение за воробьями Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение «Рассматриваем божью коровку»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 11:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение «Рассматриваем божью коровку»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бурлуцкая (УИ 1324563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД