Ирина Ведерина
Прогулка «Наблюдение за грибами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проводится в рамках реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». (Авторы программы : Л. Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева, Л. М. Тригуб, Е. В. Феклистова).
Цель: формирование представления детей о грибах, которые растут в Крыму и на территории детского сада, местах их произрастания, из каких частей состоит гриб.
Задачи:
Публикация «Прогулка „Наблюдение за грибами“» размещена в разделах
- развивать наблюдательность, умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;
- продолжать знакомить с природой родного села;
- воспитывать любознательность, желание беречь природу.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений: М. М Пришвин «Старый гриб», С. Аксаков «Грибы»; В. Даль «Война грибов с ягодами».
- Заучивание стихов и загадок о грибах;
Ход беседы.
I. Мотивационно-побудительный этап.
- Отгадайте загадки:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
И зимой нам пригодится,
Вырастает он в теплице.
Не грибы, а неженки,
Это наши… (вешенки)
У него везде грибницы -
На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный. (шампиньон)
II. Организационно-поисковый этап.
- Ребята, расскажите, где и какие грибы вы находили. Попробуйте вспомнить, какие грибы вы знаете?
- Грибы – удивительный дар природы. Мы их не сеем и не высаживаем. На том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра. Растут они в лесах, в степи и в поле, на лугах и болотах, на склонах старых канав и оврагов, появляются они на земле среди опавших листьев, на пнях и стволах деревьев, встречаются грибы даже под землей (Крымский чёрный и белый трюфель). Предлагаю вам прогулку по территории нашего детского сада. Мы узнаем какие грибы растут на участке нашего детского сада.
- Какие условия необходимы для роста грибов? (Ответы детей, обобщение ответов).
- Гриб состоит из «ножки» и «шляпки» (показываю). У грибов нет ни корня, ни стебля. От ножки гриба под землёй тянутся в разные стороны, переплетающиеся тонкие белые «ниточки» - они называются грибницей. Грибница – это подземная часть гриба, она всасывает из почвы воду и питательные вещества.
Послушайте пословицы.
Пословицы:
«Будет дождь – будет и гриб».
«Начнется дождик редкий – готовь кузовок крепкий».
(Пояснение значения пословиц).
- А в какое время года бывает больше всего грибов? (Ответы детей).
И о том пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».
- Но всё же сезон сбора грибов в Крыму отличается от других регионов России. В разное время грибы Крыма могут радовать большим урожаем. Всего грибы Крыма насчитывают более 100 видов. Из них всем известные грибы - вешенки, рядовка (серая, синяя, шампиньоны, опята зимние. Перепутать зимний опенок с любым другим видом очень сложно, поскольку большинство грибов не переносят холодов, и с их наступлением отмирают в своей надземной части.
Дети рассматривают грибные полянки на территории детского сада, сравнивают их внешнее строение, цвет, места произрастания, трогают на ощупь (мягкие, хрупкие, влажные, мелкие, крупные).
- Мир грибов велик и разнообразен. Но не все грибы съедобные! Отгадайте загадку:
«Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый.» (Мухомор).
(Демонстрирую картинки с изображением ядовитых грибов).
- А вот ещё один опасный гриб :
«Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную.»
(Поганку)
- Ещё один ядовитый гриб - ложный опёнок серо-жёлтый. (Показываю изображение гриба, даю краткую информацию). Можно использовать в пищу ядовитые грибы? (Нет)
- Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей — зайцев, лосей и украшают лес.
- А как долго живет гриб? Не знаете? Тогда слушайте.
«Гриб живет 3—4 дня, а грибница долго — иногда больше 10 лет. А что такое грибница? (Показываю иллюстрацию.) Грибница — это «корни», как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице».
III. Итог.
- Что интересного и нового вы узнали сегодня во время прогулки?
- Где могут расти грибы?
- Какие грибы растут на участке нашего детского сада?
- Назовите ядовитые грибы Крыма.
Источники:
1. Региональная парциальная программа «Крымский веночек». Л. Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева Л. М. Тригуб, Е. В. Феклистова.
2. Т. Минишева ДМ «ФГОС ДО. Мир в картинках. Грибы».
3. Э. Л. Емельянова ДМ/Беседы. «Расскажите детям о грибах».
4.https://krymology.info/index.php/Грибы_Крыма.
5. https://www.maam.ru/.
6. https://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki.
7. Фотография из личного архива.
старший воспитатель
МБДОУ "Некрасовский детский сад "Ромашка"
Ведерина Ирина Александровна.