Лучший педагог года

Наблюдение как метод экологического воспитания

Сердитых Анна
Наблюдение как метод экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдая-познаем.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести –наблюдению.

Правильная организация наблюдения, обеспечивает у ребенка правильное формирование и развитие отчетливых представлений о животных и растениях,о сезонных изменениях в природе.

Публикация «Наблюдение как метод экологического воспитания» размещена в разделах

Содержание наблюдений за живыми объектами природы складывается из следующих моментов: рассматривание внешних особенностей строения растений и животных ;наблюдение за их проявлениями (способами функционирования); выявление состояния зависимости живого существа от отсутствия или наличия необходимых ему условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей.)

Во всех группа детского сада, начиная с младших, детей знакомят с растениями, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения, учатся их различать по характерным признакам строения (форме и окраске листьев, плодов, цветов).Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья нужны,чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена-это будущие новые растения. Знание детьми функций отдельных органов обеспечивает понимание ребенком взаимосвязанной работы живого организма в целом.

Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяет в процессе наблюдения сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Содержанием наблюдений за животными являются их внешние особенности (строение,способы функционирования (поведение,компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи со средой, характер взаимоотношений человека с животными.

Помимо содержания очень важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдения. В практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип занятия, на котором осуществляется рассматривание определенного объекта (животного или растения).Цель такого занятия-познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним. Как правило, детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем они не получают. В плане экологического воспитания такой способ познания малоэффективен, так как не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволят в достаточной мере проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводить детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения.

Таким образам, занятие-наблюдение не обеспечивает в достаточной степени формирования у детей осознанного отношения к объектам природы.

Есть и другой подход. Его суть-проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл-это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у дошкольников формируется разносторонние и систематизированные знания о животных или растениях.

В чем же преимущества цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта?

В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности более знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

Компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаивается» на предыдущее, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.

Преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта., чтобы беспрепятственно его рассмотреть. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать вся группа.

Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение,если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо создать специальные условия.

Публикации по теме:

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение как метод экологического воспитания
Опубликовано: 9 января 2021 в 18:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение как метод экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Сердитых Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД