Сердитых Анна
Наблюдение как метод экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая-познаем.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести –наблюдению.
Правильная организация наблюдения, обеспечивает у ребенка правильное формирование и развитие отчетливых представлений о животных и растениях,о сезонных изменениях в природе.
Публикация «Наблюдение как метод экологического воспитания» размещена в разделах
Содержание наблюдений за живыми объектами природы складывается из следующих моментов: рассматривание внешних особенностей строения растений и животных ;наблюдение за их проявлениями (способами функционирования); выявление состояния зависимости живого существа от отсутствия или наличия необходимых ему условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей.)
Во всех группа детского сада, начиная с младших, детей знакомят с растениями, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения, учатся их различать по характерным признакам строения (форме и окраске листьев, плодов, цветов).Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья нужны,чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена-это будущие новые растения. Знание детьми функций отдельных органов обеспечивает понимание ребенком взаимосвязанной работы живого организма в целом.
Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяет в процессе наблюдения сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Содержанием наблюдений за животными являются их внешние особенности (строение,способы функционирования (поведение,компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи со средой, характер взаимоотношений человека с животными.
Помимо содержания очень важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдения. В практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип занятия, на котором осуществляется рассматривание определенного объекта (животного или растения).Цель такого занятия-познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним. Как правило, детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем они не получают. В плане экологического воспитания такой способ познания малоэффективен, так как не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволят в достаточной мере проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводить детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения.
Таким образам, занятие-наблюдение не обеспечивает в достаточной степени формирования у детей осознанного отношения к объектам природы.
Есть и другой подход. Его суть-проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл-это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у дошкольников формируется разносторонние и систематизированные знания о животных или растениях.
В чем же преимущества цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта?
В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности более знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.
При организации наблюдений важными являются следующие моменты:
Компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаивается» на предыдущее, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.
Преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта., чтобы беспрепятственно его рассмотреть. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать вся группа.
Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение,если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо создать специальные условия.