Людмила Магжанова
Игровая образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Такая разная скорость»
▼ Скачать
Игровая образовательная ситуация
Педагог: Магжанова Людмила Александровна
ОУ: МБДОУ «Полазненский детский сад №7»
Возраст воспитанников : Старший дошкольный возраст 5 -6 лет
Тема игровой образовательной ситуации :«Такая разная скорость»
Цель: Установление причинно-следственных связей между изменением скорости игрушечной машинки от её массы и качества дорожного покрытия.
Публикация «Игровая образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста „Такая разная скорость“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Развивающая среда:Модели легковых автомобилей на каждого ребенка, коврограф, трамплин.
Предварительная работа: Наблюдения за движением транспорта, игры с машинками, измерение скорости ходьбы, бега.
Деятельность педагога Деятельность учащихся Ожидаемый результат
I Этап НОД Мотивационно – ориентировочный
Задачи: Вызвать интерес детей к предстоящей деятельности
На стоянке, обозначенной прямоугольниками «припаркованы» модели легковых автомобилей.
Педагог: Илья, что может делать твоя машинка. А твоя, Матвей?
Спросить нескольких детей.
Педагог: Что вы делаете, чтобы машинка ехала быстро или наоборот медленно?
П: Как вы думаете, что такое скорость?
П: Скорость это путь, который проедет машинка за определенный отрезок времени.
Например, определяют, сколько километров проедет машина за час. (60км. ч. ,80 км. ч., 120 км. ч)
П: Как узнать, какая из этих машинок ездит быстрее?
П: Можно устроить соревнование. Как называются соревнования с участием автомобилей? Дети выбирают себе машинку и начинают манипулировать с ней.
Говорят, что машинка может ездить вперед и назад, поворачивать вправо и влево. Может ездить быстро и медленно.
Дети продолжают играть с машинками, объясняют, что для того, чтобы машинка ехала быстрее нужно ее быстрее передвигать.
Объясняют, что такое скорость.
Можно устроить соревнование.
Авторалли. Вовлечение детей в игровую образовательную ситуацию.
Умение использовать уже имеющийся опыт
исследования.
Умение зафиксировать свои действия, сопоставить с полученным результатом, установить связь между силой и направлением воздействия и его результатом.
II Этап Основной
Задачи:
• Образовательные :
-Учить выделять и формулировать проблему, которую необходимо решить;
-Закрепить представления детей о направлениях движения (вперед, назад,влево, вправо);
-Уточнить представления детей о скорости движения, способах её изменения.
- Формировать умение анализировать, находить возможные решения проблемы;
-Способствовать освоению познавательной деятельности (экспериментирование).
• Развивающие:
-Развивать у детей умение пользоваться мерками, для измерения длинны пути, проделанного машинками
-Развивать связную речь: учить рассказывать об этапах и результатах действий;
-Обогащать словарь детей за счет описания обследовательских действий.
• Воспитательные:
-Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, стремление к участию в решении проблемы.
-Развивать самостоятельность, элементарный самоконтроль, доброжелательность к сверстникам.
-Умение прислушиваться к мнению партнеров по игре, и в то же время отстаивать свое собственное.
- Вызвать радость от, полученных в результате экспериментирования открытий
П: Ребята, что мы хотим узнать?
П: Для лучшего разбега построим трамплин.
Фиксируется путь, проделанный машинками
П: Как вычислить победителя?
П. Чтобы узнать, которая из машинок двигалась быстрее, надо измерить путь, который они прошли и сравнить.
На коврографе с помощью веревочек-липучек изображена ось координат.
Результаты забега сравниваются графически.
П: Сравните, одинаковый ли результат?
П: Почему такой разный результат показали автомобили? Условия были равные.
П: Может дело в каких –то технических
особенностях автомобилей?
П: Надо сравнить массу автомобилей. Масса –это вес чего-либо. Чтобы взвесить что-то какой прибор нужен?
Производится взвешивание машинок с помощью весов. Результаты фиксируются.
П: Давайте сравним, масса какого автомобиля самая большая. Какой путь он проделал?
Какая машинка самая легкая?
Какова длина её пути?
П: Интересно! Что же у нас получается? Чем больше масса автомобиля, тем скорость ниже, тем меньшее расстояние проходит автомобиль.
И наоборот: чем масса меньше, тем большее расстояние проделывает машинка, тем выше её скорость.
П: Мы с вами сравнивали результаты гонок автомобилей по гладкой дороге. А если мы усложним условия соревнований и перенесем их на другую поверхность? Скажем, на ковер.
Как вы думаете изменится ли скорость автомобилей и длина пути?
Этот же трамплин переносится на ковер.
Все результаты фиксируются и наносятся на ось координат.
П: Давайте сравним. Вот результаты машинки под номером один на гладкой дороге, а вот по шероховатой, ворсистой. Где путь длиннее? Сравните результаты других машинок
П: Ребята, на этом мы закончим наши соревнования. Давайте подведем итоги: какие автомобили сегодня показали лучшие результаты? Почему они победили?
П: Значит, скорость и длина пути зависят от массы автомобиля, а еще от чего?
П: Скорость тем выше, чем лучше качество дороги. Шероховатая. ворсистая поверхность дороги снижает скорость, а значит и путь, пройденный машинкой короче.
Какая из машинок может ездить быстрее
Все мальчики прокатывают с трамплина свои машинки.
Делают отметки результатов на финише
Предлагают измерить путь
Измеряют с помощью мерки путь, проделанный каждой из машинок
Нет. Машинка под номером 1(2,3) проехала дальше.
Высказывают гипотезы.
Дети высказывают свои предположения.
Весы.
Наименьший.
Машинка под номером…
Проехала всех дальше.
Помогают воспитателю сделать вывод.
Дети выдвигают гипотезы.
Дети прокатывают свои машинки, снова фиксируют результаты на финише.
По гладкой дороге автомобиль проехал дальше, чем по ковру. Значит, скорость его была выше.
Автомобили под номерами 1,2, 3.
У этих машинок масса ниже, чем у больших, поэтому скорость у них больше.
От качества дороги.
Умение формулировать проблему.
Возможность приобретения опыта исследовательской деятельности.
Освоение практических способов познания: замеры.
Умение находить варианты решения проблемы.
III Этап Рефлексивно – оценочный
Задачи: Вызвать у детей чувство удовлетворенности своей деятельностью.
Матвей, что тебе сегодня было очень интересно делать?
Диана, может в нашей игре тебя что-то удивило? Может даже огорчило?
Кирилл, что заставило тебя задуматься?
Может, у вас появились новые вопросы?
Я предлагаю вам продолжить испытания и проверить, изменится ли скорость движения автомобилей на мокрой дороге.
Дети продолжают играть.
Ребенок: измерять, сравнивать, обсуждать,
решать.
Умение давать оценку своей деятельности.