Климова Ирина Михайловна
Мыслительные операции и речевая деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей.
Тема: «Развитие речемыслительной деятельности как результат подготовки к школьному обучению»
Одной из самых интересных и актуальных тем в современной педагогике и психологии, над которой работали в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский – это «развитие речемыслительной деятельности детей»,что является результатом хорошей подготовки детей к школьному обучению.
Публикация «Мыслительные операции и речевая деятельность» размещена в разделах
Для развития речемыслительной деятельности детей используйте самую обычную, непринужденную беседу. Беседуя с детьми, мы способствуем развитию у них мыслительных операций : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, абстракции и т. д. Для родителей рекомендую, по всем лексическим темам, с которыми дети знакомятся в детском саду обязательно использовать определенную схему мыслительных операций.
Например, лексическая тема: «Домашние животные»
Анализ ( понятие: «домашнее животное» - прирученное, не дикое, живет рядом с человеком, человек о нем заботится и т. д.)
Синтез ( каких животных называем домашними - объединяем: корова, свинья, лошадь; как они выглядят? как за животными ухаживает человек? Какую пользу приносят домашние животные? Дидактическая игра: «Что перепутал художник?» и т. д.
Сравнение (чем отличаются дикие животные от домашних животных? Можно использовать дидактическую игру: «Назови отличия» и т. д.)
4. Классификация, обобщение (кто из домашних животных может перевозить/переносить тяжелые грузы? какую пользу приносит то или иное животное? Дидактическая игра: «Четвертый лишний») и т. д.
5. Абстракция (какие домашние и дикие животные похожи между собой? Давайте придумаем сказочное (космическое) животное и т. д.
Все эти операции называются умственными действиями и происходят в уме (по Г. Я. Гальперину) и озвучиваются речью. В беседе дети следят за рассуждениями взрослых и в дальнейшем смело осуществляют свою речемыслительную деятельность. Для этого можно использовать схемы, зарисовки, таблицы и т. д.
Схема служит «подсказкой» и придает уверенность, в которой нуждаются дети при выстраивании своих рассуждений и составлении рассказов и т. д.
Вопросы по схеме:
Назови всех, кто нарисован на картинке?
- Лошадь, конь, жеребёнок.
Это домашние или дикие животные?
- Это домашние животные.
Почему ты так считаешь?
- Потому что они живут рядом с человеком,
человек о них заботится: кормит, поит, лечит,
чистит, моет, расчесывает гриву, т. д
Как называется дом, в котором живет лошадь?
- Конюшня.
Чем питаются эти животные?
- Летом они едят траву, а зимой сено, пьют воду.
Любят сахар.
Какую пользу приносит лошадь?
- Перевозит тяжелые грузы, т. д.
Беседуя с ребёнком по лексическим темам, вы развиваете его речемыслительную деятельность (мышление и речь, тем самым подготавливаете его к школьному обучению.
Творческих Вам успехов!