Пензина Ольга Ивановна
Конспект занятия «Мы живём на Урале. Уральская настенная роспись избы»
Конспект образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе.
Тема: «Мы живём на Урале. Уральская настенная роспись избы».
Составила воспитатель: Пензина Ольга Ивановна
Учреждение: МДОУ «Детский сад №123 к. в.» г. Магнитогорск
Цель: познакомить дошкольников с региональным компонентом народой росписи стен в украшении уральской избы. Развивать творческие способности детей старшего возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Мы живём на Урале, Уральская настенная роспись избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
1. Образовательные: познакомить дошкольников с традициями народной росписи избы на Урале. Дать представление об истории возникновения украшения избы на Урале. Учить детей рисовать растительный орнамент: травка, цветок, бутон… Учить детей понимать смысловое значение изображения.
2. Развивающие: развивать интерес и понимание культурного наследия росписи избы на Урале. Развивать творческие способности детей через украшение росписями.
3. Воспитывающие: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к традициям своего родного края. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, творческую активность и желание получить конечный результат.
Наглядный материал: таблицы домовой уральской росписи избы. Панорамы настенной росписи уральской избы.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики за столы.
Воспитатель:
«Распускаются букеты ярко красками горя,
Чудо - птицы там пархают будто в сказку нас зовя.
Если ты войдёшь в избушку ты увидишь чудеса.
Те уральские узоры тонко вывела рука!»
Наш Урал- это заводы, железные руды, драгоценные камни, золото. Славен Урал и делами живущих здесь людей. Раньше, на Урале, жили в основном башкиры. Когда регион стал развиваться, сюда приехали люди с Поволжья, из Сибири, Москвы и других краёв. Люди приехали со своей культурой и традициями. Строили избы, украшали свой быт. Так появилась народная роспись в украшении стен уральской избы.
Стены избы на Урале расписывали крестьяне-художники, их называли малярами или крашельщиками. А расписные дома в народе называли «крашеными со цвяточком».
На Среднем Урале сохранилось до 80 домов с настенными росписями. Мы должны бережно относиться к нашему культурному наследию.
Зрительный ряд: панорамы настенной росписи уральской избы. Таблицы домовой уральской росписи избы.
Мотивы для росписей художники брали из природы и имели смысловое значение. Пол в избе означал - «ЗЕМЛЯ», потолок - «НЕБО», стены - переход от земли к небу. Маляры - художники украшали стены, потолок, дверь, место у печки. В росписях преобладали : вазоны с цветами, букеты, птицы, животные, люди, цветочки, травы, листочки, завиточки. Всё это в народе называли «ЦАРСКИЕ КУДРИ», они же служили оберегами.
Смысловое значение «куста в вазе» - это «древо жизни» семьи. Символ здоровья, благополучия, достатка и пожелания многих детишек, которые изображались «цветочками и ягодками». «Листья» - символ изобилия и урожая. Птицы: «Павлин» - хозяин, «Пава» - хозяйка. «Сова - совушка» у двери – хранитель жилья. На потолке рисовали «Венок» - символ солнца.
На охристо - красном фоне стены мастер рисовал голубые с разбелом цветы. Сажал на ветки птиц: павлина, фазана, сову, филина, фламинго. Рисовал животных: верблюда, льва, лошадей. Изображал людей: мужик едит в санях, солдаты маршируют, сцены чаепития, парень и девушка стоят, взявшись за руки. Рисовали первые паровозы с вагонами и дежурным по станции.
Физкультминутка
Дети встали со стульчиков и выполняют движения.
«Начинается разминка – встали, выровняли спинки.
Вправо – влево, наклонились и ещё раз повторили (наклоны в стороны)
Приседаем мы по счё ту: раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа – мышцы ног тренировать (приседания)
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами (перед грудью)».
У каждого художника – маляра был свой рисунок и своя особинка в подборе сочетания цветов (колорит) :
- на голубом фоне стены – букеты красных, зелёных, охристых цветов, с синей подмалёвкой;
- на жёлтом фоне стены цветы и травы нарисованы светлыми и тёмными зелёными красками, с добавлением мазков из охры и белил;
- на оранжевом фоне стены изображали «кружева» светло- зелёного цвета, с добавлением белил и охры;
- на коричневом фоне стены рисовали светло- зелёными цветами с белилами и тёмным подчёркиванием рисунка.
«Пришли в уральскую избу и попали в красоту!»
Сейчас мы станем малярами – художниками и будем рисовать узоры.
Для этого подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика
(выполняются движения по тексту)
«Держим кисточку вот так, это трудно? Нет пустяк!
Вправо, влево, вверх и вниз побежала наша кисть
Закружилась как волчок за тычком идёт тычок».
Рисовать мы будем кисточкой сразу, как это делали маляры. Изображение должно быть крупным и заполнять весь лист (композиция, а рисунок интересным и аккуратным.
Музыкальный ряд: хороводная песня «Плывёт стадо лебедей», хороводная музыка «Народные инструменты».
По завершению работы детские рисунки выставить на вернисаж. Совместно с детьми проанализировать их работы. Воспитатель подводит итог занятия.