Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Мы — жители Земли»

ирина кривошеева
Консультация для воспитателей «Мы — жители Земли»
▼ Скачать + Заказать документы

МЫ – ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ

«Экология», «экологическая катастрофа», «экологическая обстановка»…Эти слова, без сомнения, известны всем и вряд ли вызывают положительные эмоции. Периодически на страницах газет, с экранов телевизоров нам объясняют, как «все плохо» : измененная среда пагубно влияет на здоровье человека, появляются экологические беженцы, зоны экологических бедствий. Ни один человек в нашей стране – от руководителя государственного уровня до рядового гражданина – не скажет, что нужно и дальше загрязнять среду обитания. И что же? Да ничего: все также дымят заводы, вырубаются леса, врачи фиксируют все новые отклонения в здоровье людей, а ученые убедительно объясняют необходимость изменения наших отношений с природой. Почему же так происходит?

Публикация «Консультация для воспитателей „Мы — жители Земли“» размещена в разделах

Причин несколько, но одна из основных – это потребительское отношение людей к природе. В течение многих лет наше общество было нацелено на преобразование природы, «чтобы взять из нее все богатства». Взрослых перевоспитать крайне сложно, поэтому мы обязаны обратить внимание на подрастающее поколение. У этого поколения можно и надо сформировать новое, экологическое сознание, и тогда оно будет строить свои отношения с природой с иных позиций – позиций, когда человек себя считает хоть и особой, разумной, но все же частью природы. С этих позиций экология – это не просто наука, это – мировоззрение.

Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение на признание ее самоценности. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. Это программы по экологическому воспитанию дошкольников – «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенниковой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Паутинка» Ж. Л. Васякиной, «Радость бытия» Л. А. Друбецкой, «Планета – наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской. Интересные экологизированные разделы по ознакомлению с природой в программах «Радуга» (Т. Н. Дронова, В. В. Гербова и др., «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.).

Не секрет, что некоторые детские сады настолько усердно выполняли учебные программы, что даже на прогулки не оставалось времени. В настоящее время, с введением ФГОС, направление работы поменялось. Ведь развивать ребенка можно не только за письменным столом, но и в общении с природой. Именно поэтому в расписание нашего детского сада включены экологические прогулки.

Мы с ребятами нашего кружка «Юный эколог», который я веду уже несколько лет, регулярно посещаем экологическую тропу, которую проложили в парке около «Дворца пионеров». Для работы с детьми выделено несколько объектов: различные виды деревьев и кустарников, деревья необычного вида, например, с искривленным стволом, пни разного размера и возраста, сорные растения. Объекты я подбираю таким образом, чтобы можно было показать детям примеры взаимодействия человека с природой. Один и тот же объект мы рассматриваем в разное время года, наблюдаем, сравниваем. Превращаясь в исследователей, дети самостоятельно ищут ответы на многие вопросы. Как из ствола старого дуба выросла рябинка? Как могут выглядеть хозяева норок под корнями деревьев? Кто оставил следы на тропе? Перед прогулкой каждый ребенок получает картосхему, на которой цветными стрелками обозначен маршрут на сегодняшний день. Фигурки человечков указывают место отдыха, где мы проводим с детьми соревнования, эстафеты, подвижные игры. После отдыха мы возвращаемся в детский сад тем же маршрутом. Вернувшись в детский сад после похода по экологической тропе, ребята по желанию раскрашивают картосхемы и берут их домой, чтобы показать папам и мамам и рассказать о походе. Благодаря этим походам дети много работают с картами, планами, сравнивают их между собой, ориентируются на местности. Иногда ребятам приходится превращаться в своеобразных сыщиков и с помощью карты находить малозаметные рвы, валы, заросшие травой.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятиях и др. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, опытов, игр и т. д. также мне нравится, что воспитатель может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации.

Например, дети с большим интересом воспринимают различные сведения о Солнце, Луне, небе, Земле. Я стараюсь каждую прогулку сделать привлекательной и познавательной. В этом мне «помогает» Буратино, который присылает детям загадки, задания. На прогулке предлагаю детям отгадать загадки:

1. Синенькая шубенка весь мир покрыла (небо)

2. Расстилается ковер. Он всегда раскинут над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

Предлагаю детям посмотреть на небо. Наблюдаем за небом: какого оно цвета сегодня? А каким было вчера? Подчеркиваем, что небо бывает разным: серым в дождь, голубым в хорошую погоду, темно-синим вечером. Можно ли небо потрогать? Почему нельзя? И т. д. Если дети затрудняются с ответом, продолжаю задавать вопросы. Можно ли потрогать воздух? Землю? Воду? Небо, в отличие от жидкой воды и твердой земли, потрогать нельзя. Небо – это воздух. Для закрепления предлагаю различные игры. В заключение ребята придумывают для Буратино загадки о небе. Так же проходит знакомство с Солнцем, Луной, Землей и т. д. Наблюдения я планирую на сезон и провожу в соответствии с погодными условиями.

Очень помогают мне в моей работе опыты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно понять и объяснить. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Как показывает моя практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. В начале опыта объясняю ребятам, что именно я собираюсь проверить, предлагаю предсказать результаты исследования, но не оцениваю высказывания. Дети должны быть активными участниками обсуждения. После опыта связываем результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Опыты мы проводим по всем разделам, а помогают нам в этом поделки, которые мы делаем своими руками. Например, направление ветра мы определяем при помощи флюгера и необычного мешка-трубы (его описание дано в приложении «Воздух – невидимка» к журналу «Обруч» № 2, 1998 г., посмотреть, сколько воды накопилось в дождь в дождемере (его описание дано в журнале «Обруч» № 5, 1999 г.). А кормушки для птиц мы делаем из старых цветных пластмассовых кубиков или пластиковых бутылок.

Дошкольнику легко воспринимать животных и растения на равных. Еще сильны впечатления от сказок, в которых медведь или дуб разговаривают, радуются, страдают, то есть ведут себя как люди. Очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях экологического образования, воспитания в детях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней. Все это отображено в экологическом проекте «Дерево» Н. Рыжовой. Как и любой проект, он включает три этапа: подготовительный, исследовательский и обобщение результатов. С чего же начать? Прежде всего, заинтересовать детей предстоящей работой. Можно, например, посетовать, что люди обычно очень заняты своими делами и мало внимания обращают на деревья. Деревьям грустно, им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Вот и просите ребят подружиться с ними, выяснить, как они живут, в чем нуждаются. Если каждый человек найдет себе друга среди деревьев, то все деревья и все люди на Земле станут друзьями. Поскольку ребенок общается с деревом на равных, предлагаю ему не только выяснить, как называется это растение, но и придумать ему имя. Хорошо, если вести «исследования» помогут родители. Во дворе детского сада мы выбираем дерево, которое нравится всем участникам группы. Оно становится объектом наблюдения и заботы ребят в течение года. В свою очередь дерево заботится о детях (делает воздух во дворе детского сада чище).

Все наблюдения заносятся в специальный альбом «Наше дерево». В конце года ребята рассказывают, как менялось их дерево в течение года, в каком наряде оно выглядело лучше всего. Предлагаю детям представить, что они – деревья и должны рассказать о том, что с ними произошло за год, или сочинить сказку, используя свои наблюдения.

В подготовительной группе мы проводим с детьми театрализованные представления на экологические темы. При этом дети сами выбирают, кого они хотят изобразить, обсуждают роли, костюмы. Большие возможности для эмоционального восприятия природы дают музыка, песни, танцы, живопись, лепка, поэзия. Например, американский композитор Поль Уинтер написал специальный концерт, посвященный Дню Земли. Это произведение ежегодно исполняется в одном из соборов Нью-Йорка. В нем музыкальные звуки чередуются со звуками природы: китиха «поет» колыбельную китятам, воспроизводится волчий вой. Такие произведения оказывают огромное воздействие на людей. Вот почему экологическое обучение не должно идти только через занятия, есть ведь еще и эстетическая часть, как бы этика через эстетику.

И мне доставляет огромное удовольствие знать, что в программе экологического воспитания дошкольников есть и моя заслуга. Я уверена, что мои выпускники во время летних прогулок не будут бездумно рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Не будут жестоки по отношению к животным и растениям. Не будут делить живые организмы на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Лесные жители»Дидактическая игра «Лесные жители» Дидактическая игра "лесные жители". Оборудование: картонный макет леса, фигурки животных. Цель : изучить тему "дикие животные". Задачи 1)обогащение.

Как жители город спасалиКак жители город спасали В августе - сентябре 2013 года наш город Комсомольск-на-Амуре попал в зону подтопления. Сильно поднялся уровень реки Амур, на берегу которого.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по экологии «Маленькие жители Земли» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Маленькие жители Земли» Цель: расширить представления.

Конспект НОД «Лесные жители» Задачи: 1. Формировать представления детей об особенностях жизни животных зимой. 2. Развивать воображение, творческую инициативу детей,.

Конспект занятия с применением ИКТ «Лесные жители» Занятие «Лесные жители» Цель: 1. учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь; 2. укреплять артикуляционный.

Сценарий мероприятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Занятия по познавательному развитию и духовно-нравственному воспитанию на тему: Международный день Земли-праздник чистой Воды, Земли и.

Проект «Жители фермы» 2 младшая группа Вид проекта: информационно-игровой Срок реализации: 1 неделя (краткосрочный) Участники проекта: дети 2 младшей группы,.

Проект: «Жители Крайнего севера» Творческое название: Животные Крайнего севера Воспитатели: Шаламова А. Р, Наботова М. И. возраст: 3-4 года Вид проекта: исследовательский,.

Семейный экологический проект «Жители аквариума» Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: “Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая.

Занятие в младшей группе «Жители леса» Жители леса. В волшебном лесу жили зайцы, белки, ежи и другие жители леса. Они жили дружно и весело. Собирали грибы, ягоды, шишки и обустраивали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Мы — жители Земли»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 18:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Мы — жители Земли»» (включая файлы) размещена пользователем ирина кривошеева (УИ 225412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД