Анастасия Андреева
Семейный экологический проект «Жители аквариума»
▼ Скачать
Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: “Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства”.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект.
Публикация «Семейный экологический проект „Жители аквариума“» размещена в разделах
- Аквариум
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Тема проекта возникла из беседы с воспитанницей старшей группы Аней. Аня рассказывала: «А знаете, я хочу себе аквариум. Нас папа повез, а Краснодар, и мы долго гуляли в океанариуме. Там так здорово! Мама мне уже пообещала купить аквариум и рыбок. Я только не знаю, как их кормить и наверное не смогу менять воду. Буду смотреть и разговаривать с ними. У меня и кукла-русалка уже есть!» Девочка с огромной радостью рассказывала о свое поездке и подводном путешествии. Окунувшись в подводный мир, Анюта захотела создать маленький кусочек сказки у себя дома.
На предложение принять участие в разработке и осуществлении семейного экологического проекта, предложенного воспитателем А. С. Андреевой. Аня и ее мама Е. А. отозвались с удовольствием. Был куплены аквариум, рыбки, улитки, водоросли.
Объектом исследования стали рыбки гуппи.
Были определены цель и задачи проекта.
Цель: Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природной среде.
Задачи:
•Учить ребенка ухаживать за жителями аквариума.
•Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
•Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живому миру.
Объект исследования: рыбки гуппи.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Методы:
• наблюдение,
• практическиая работа по уходу за жителями аквариума,
• чтение книг,
• поиск информации в Интернете.
Участники: воспитанница старшей группы№1 МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой Краснодарского края Анна, Е. А. (мама Ани).
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
1. Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта. А. С. Андреева (воспитатель,
Е. Н. (мама)
2. Анкетирование Ани А. С. Андреева (воспитатель)
Сроки февраль
2. Основной этап
1. Поиск информационного материала о рыбках (гуппи) А. С. Андреева (воспитатель,
Е. Н. (мама) В течении всего периода
2. Рассказ и беседа с Аней по найденному материалу. А. С. Андреева (воспитатель, Е. Н. (мама)
3. Наблюдение за ростом рыбок Е. Н. (мама, Аня
4. Заполнение дневника наблюдений (мама Е. Н., Аня
Сроки В течение всего периода
3. Заключительный этап
1. Повторное анкетирование Ани. А. С. Андреева (воспитатель,
Е. Н. (мама)
2. Оформление проекта. А. С. Андреева (воспитатель,
Е. Н. (мама) Ани
3. Анализ результатов, подведение итогов.
Сроки март
Технология проекта.
Елена Александровна и Аня с удовольствием взялись за предложенную педагогом работу. Они вместе искали информационный материал, наблюдали за развитием и ростом рыбок, которые у них появились. Весь собранный материал они размещали в дневнике наблюдений (приложение 1).
Аня очень полюбила своих питомцев, училась ухаживать за ними: кормила, пересаживала в банку, когда с мамой меняли воду в аквариуме. А так же каждый день наблюдала за тем, что происходило за стеклянными стенками аквариума.
Аня с мамой вёли свои наблюдения за этими удивительными рыбками, наблюдая за их ростом, взрослением. Девочке были интересны все этапы их развития, и они с мамой решили завести дневник наблюдений в котором отмечали рост и развитие рыбок гуппи.
В начале и по завершении проекта Ани был предложен ряд вопросов, определяющий уровень ее знаний о жителях аквариума:
Вопросы для беседы с ребенком:
1. Что ты знаешь о рыбках гуппи, улитках, водорослях?
2. Чем питаются аквариумные рыбки, улитки, водоросли?
3. Как вы думаете, для чего нужен домашний питомец?
Получили следующие результаты:
Ответы Ани
вначале проекта в завершении проекта
1. Рыбы плавают в воде, улитки ползают по дну и стенам аквариума.
1. Жители аквариума неприхотливы. Самки гуппи серенькие, самцы яркие, особенно - хвост. Гуппи – это живородящие рыбки, поэтому к моменту рождения мальки уже полностью сформированы и могут питаться инфузориями, мелким кормом и самостоятельно плавать.
Улитки, живя в аквариуме очищают его от ила и слизи.
Водоросли, как и другие растения, любят свет и чистоту.
2. Рыбки и улитки едят водоросли, водоросли не дышат.
2. Рыбки – специальным кормом, улитки – илом, водоросли – углекислым газом.
3. Чтобы наблюдать и играть с ним.
3. Чтобы ухаживать и любоваться им.
Выводы и результаты:
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Уровень знаний Ани о рыбках до начала проекта был средним, а после завершения проекта высокий.
Аня с мамой подготовили и провели беседы. Воспитатель координировала их действия, помогая в подборе информационного материала и поддерживая интерес ребенка к проводимой работе. Носамое главное – Анна на практике применяла свои знания о жителях аквариума, наблюдала за их развитием, а затем самостоятельно сделала выводы:
если правильно и постоянно ухаживать за рыбками, улитками и водорослями, они постепенно вырастают;
ухаживать за жителями аквариума нужно ежедневно;
работа по уходу за домашними питомцами приносит радость.
Конечным итогом совместной работы ребенка и взрослых стало оформление семейного экологического проекта «Жители аквариума».
Подводя итог работы по данному проекту, можно сделать вывод: разведение рыбок и уход за аквариумными обитателями – очень интересное занятие и прекрасный способ углубиться в живой мир. Воспитательное значение такой работы очень велико. Уход за живым существом формирует у детей такие чувства как ответственность, чуткость, нежность, привязанность и верность.