Соня Семеновна Аветисова
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Академия исследователей. Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность
с детьми старшей группы. Познавательное развитие
«Академия исследователей. Вода»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные : закреплять знания детей о воде, ее свойствах, значении в природе; совершенствовать умение детей выражать собственные мысли и суждения;
Публикация «Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы „Академия исследователей, Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающие: развивать психические процессы – память, мышление, воображение, речь, внимание.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе; аккуратность при выполнении практического задания.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость)
Материал: картинки «Живая и неживая природа», три сосуда разной формы, гуашь, фломастеры, камни, губка, бумажные цветы, бумажные салфетки, вода, картина с изображением радуги.
Предварительная работа: Проведение опытов с водой (свойства воды - цвет, вкус, агрегатные состояния воды; помощница-вода). Беседы о воде. Рассматривание схем, иллюстраций о состояниях воды. Чтение художественной литературы.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
В: Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать? (да, очень любим)
- Я хочу пригласить Вас в необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в Академию исследователей. Путь не близкий на чем, как вы думаете, на каком виде транспорта мы можем туда попасть, (ковер самолет, ракету, воздушный шар).
- Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие: мы должны попасть и в Академию все одновременно. Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь… (музыка)
2. Лаборатория «Живая и неживая природа»
Вот, ребята, мы с вами и на месте
Воспитатель: Наша Академия не совсем обычная и лаборатории в ней тоже. Сейчас мы с вами попали в
1. лабораторию «Живая и неживая природа».
- Дети, вы помните, что все, что сделано руками человека - это рукотворный мир. А то, что не сделано руками человека – это природа. Сегодня я хочу поговорить с вами о природе, которая не создана руками человека,
Ребята, кто мне скажет, какая бывает природа? (живая и неживая)
Попробуйте угадать, какие карточки относятся к «живой» природе и поставьте карточки с ее изображением в верхний ряд, картинки обозначающие «неживую» природу прошу поставить в нижний.
(На столе лежат картинки дети берут по одной картинки и по очереди располагают их на доске.
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, животные кошка и собака, птицы дятел и скворец, рыбы сом и щука, деревья береза и ель, цветы тюльпан и роза.
Вывод
Ребята, почему вы отнесли их к «живой» природе?
Дети; (все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе).
Дети:(а солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию)
2. Лаборатория «Исследования воды»
Воспитатель А что мы с вами сегодня будем исследовать, я хочу, чтобы вы угадали сами: «Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу и стеклянной быть могу» Что же это?
Дети: вода
Воспитатель: правильно, это вода. И исследовать сегодня мы будем воду. А точнее ее удивительные свойства. Итак, нам надо стать настоящими исследователями, а для этого давайте в них перевоплотимся
Пройдемте в лаборатарию
Воспитатель: Ребята, напомните мне правила работы в лаборатории.
Дети: аккуратно пользоваться ёмкостью для воды, своевременно поддерживать порядок на рабочем столе, подтирать разлившуюся на стол воду.
«Разноцветная вода»
Ребята перед вами простая вода, какого цвета она?
Дети: вода прозрачная
А как доказать, что вода прозрачная? Ответы детей попросить одного ребенка продемонстрировать.
Открою вам, друзья, секрет: А у воды ведь цвета нет. Цвет подобрать к ней невозможно. Она бесцветна, это точно.
- Сейчас мы с вами и узнаем ещё об одном свойстве воды.
Воспитатель: Произношу слова и взбалтываю воду в баночке: Водица – водица, друг мой прекрасный, стань водица не простой, а цветной!
Воспитатель: как вы думаете, что произошло с водой?
Дети: вода окрасилась в разные цвета
Вывод: вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель: ребята, а какие свойства воды вы знаете?
Дети: вода бесцветная, не имеет запаха, безвкусная
Воспитатель: молодцы.
Дети: потому что вода имеет свойства растворять вещества.
ребята, давайте пройдем к следующему столу и узнаем еще об одном свойстве воды.
«Вода не имеет формы» три разных сосуда.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, в каком сосуде воды больше? Давайте проверим ваши предположения (выливаем воду в пустой сосуд и обратно и т. д.)
Дети: воды во всех сосудах одинаковое количество, поровну.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. А у самой воды формы нет, Почему? Д: потому что вода жидкая.
Отгадайте загадку:
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный.
(тюльпан)
Ребята, мы с вами уже знаем. Что все живое на нашей планете не может жить без воды. А проверить это мы с вами сможем с помощью сделанных нами бумажных цветов, итак возьмите каждый свой цветок и опустите его в воду и давайте понаблюдаем что же произойдет
«Живые цветы» ставлю на стол таз с водой.
Ребята, возьмите по 1 цветочку, и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»
Воспитатель: Как вы думаете почему лепестки стали раскрываться?
Дети: лепесточки от воды раскрываются, т. к. бумага намокла
Вывод: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Воспитатель: Как вы думаете и что с ними будет, если их не поливать?
Дети: они растут в земле, и могут завянуть, если их не полить. Ставится Модель схема Вода основа жизни
Воспитатель: Давайте с вами поиграем, в игру «Капелька» Про воду кое-что узнаем (дети проходят на свободное пространство, играют под музыку). Вокруг себя все повернитесь и в капельки все превратитесь. Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть. Мимо тучка пролетала. На землю дождиком упала. Тут солнце вышло из-за туч, В пар превратило много луж. Вновь ветер тучи нам принес, И на землю пролился дождь. Вдруг появляется мороз, Он льдинок целый воз привез. Солнца луч задел все льдинки – Превратились все в дождинки. Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!
А сейчас продолжим наши опыты
«Радуга»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, вода может подниматься вверх?
Дети: нет, не может
Воспитатель: Мы с вами проведем
интересный опыт, который поможет, ответит вам на этот вопрос. Подходите все сюда.
- Для начала, нам нужно взять салфетку и фломастерами сделать на ней небольшие черточки, которые будут соответствовать цветам радуги. А чтобы вы не ошиблись, вам поможет эта картина с изображением радуги. Смотрите на нее. Далее берем салфетку и опускаем ее в стакан с водой, но не совсем, а до нарисованных цветных линий и смотрим, что получается.
- Вода стала подниматься вверх по салфетке, а вместе с ней вверх поднимается «цветная радуга».
Воспитатель: ребята, что у вас получилось?
Дети: у нас получилась радуга
Воспитатель: Правильно теперь радуга есть у каждого из вас.
Вывод: вода поднимается вверх, т. к. происходит процесс впитывания жидкости бумагой.
Вот и закончилось наше путешествие по Академии исследователей. Нам надо возвращаться домой в детский сад, закрыть глаза звучит музыка дети возвращаются в детский сад.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в Академии исследователей? (очень)
- Что мы с вами сегодня узнали в Академии исследователей?
- Скажите мне, пожалуйста, какой из опытов вам понравился больше всего и вы бы смогли показать его дома своим родителям или даже своим друзьям?
(Больше всего мне понравился опыт «Радуга», как вода поднимается вверх. Я узнал сегодня, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится. А у самой воды формы нет, она жидкая, это очень интересно.)
А сейчас, ребята я предлагаю вам оценить свое настроение и свою работу в лаборатории с помощью наших картинок (детям предлагаются картинки солнышка, солнышка с тучкой, тучка, тучка с дождиком, тучка с молнией.)