МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в старшей группе «Мы — друзья природы»

Каспарова Татьяна Викторовна
Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в старшей группе «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Публикация «Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в старшей группе „Мы — друзья природы“» размещена в разделах

4. Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка, подбирать однокоренные слова.

Предварительная работа: Беседа о лесе, природе, чтение художественной литературы.

Дидактический материал и оборудование:

оформление зала: деревья, цветы, муравейники, грибы-мухоморы, паутина с пауком на кустах, еж, змея, гнездо с птенчиками, бабочки;

• персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;

• презентация «Экскурсия в лес»;

• интернет «Голоса птиц», «Наедине с природой».

Ход занятия

Занятие сопровождается показом презентации.

Звучит музыка летнего леса, пение птиц, журчание ручья.

Педагог. Друзья мои, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. Давайте отправимся в лес. Но не за грибами и не за ягодами, а за. чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим удивит вас. Словом, отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернёшься. И вот что удивительнее всего: лесных чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Педагог. Как красиво поют птицы! Мы слышали их голоса, записанные на диск. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети. В лесу, в парке. Можно послушать пение птиц и в природном уголке.

Педагог. В природном уголке у нас настоящий птичий хор.

Лес любит песни, потому что он очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

Дети присаживаются на поляне, слушают аудиозапись «Наедине с природой», делятся впечатлениями.

Дети. Как здесь интересно! Сколько тропинок!

Педагог. Прежде, чем отправиться по лесной тропинке, вспомним правила поведения в лесу.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова)

Дети, может, мы побегаем по траве, попрыгаем?

Дети. Нет! Нет! В лесу надо ходить по дорожкам, чтобы не вытаптывать, не мять траву, цветы, чтобы нечаянно не наступить на жучков, паучков, червячков, муравьёв, кузнечиков, божьих коровок.

Педагог. А возле деревьев бегать можно?

Дети. Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно рыть, делать ходы на утоптанной земле. Почва не рыхлится, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет.

Педагог. Помните, что произошло с деревом на нашем участке?

Дети. Оно упало.

Педагог. А корни были у этого дерева?

Дети. Нет.

Педагог. Почему? Как вы думаете?

Дети. Земля около дерева была твёрдой, её затоптали. Воздух и вода не поступали к корням. А червячки не смогли рыхлить землю, уж очень она была твёрдой. Корни засохли, и засохло дерево.

Педагог. Этот случай нас научил, как надо себя вести около деревьев, кустов.

Ребята, а что такое лес?

Ответы детей.

Педагог. Конечно, лес – это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Леса бывают разные.

Лес, где растут берёзы, называют.

Дети. Березняк, берёзовая роща.

Педагог. Как вы назовёте лес, где растут ели? Сосны?

Дети. Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес.

Педагог. Много дубов.

Дети. Дубрава.

Педагог. Как вы думаете, что такое смешанный лес?

Дети. Лес, где растут сосна, берёза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)

Педагог. Лес нам теперь откроет и другие свои тайны. Дети, давайте прогуляемся вот по этой тропинке.

На тропинке лежит змея.

Дети. Нет, по этой тропинке нельзя идти, там змея греется на солнышке со своими детёнышами. Она может нас ужалить. Подумает, что мы хотим её убить, обидеть её детёнышей.

Педагог. Нет, дети, она добрая. Змея может ужалить нас, если мы ей наступим на хвост или на спину, не заметив её в траве. Песенку змеи помните?

Дети. У змеи – «шипелочка». «Шу-шу-шу, потихонечку шуршу».

Педагог. Тогда пойдёмте вот по этой тропинке.

На кустах висит паутина с пауком.

Дети. Нет, нет! Сюда тоже нельзя! Видите, какая узенькая тропочка, здесь паутина и пауки. А убивать пауков и обрывать паутину нельзя. Они полезные, ловят в свои сети мух, комаров, ос. Правда, есть и ядовитые, такие как паук-крестовик, каракурт, тарантул, скорпион.

Педагог. Ну тогда пойдёмте вот по этой тропинке.

Рядом с деревом большой муравейник.

Дети.

– Здесь муравейник! Значит, в траве много муравьёв. Мы их можем задавить, затоптать. А они очень полезные. Сюда мы не можем идти.

– Муравьи – очень интересные насекомые. Они большие труженики. С ранней весны и до поздней осени они трудятся.

– Муравьи – санитары леса. Они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

– Муравьи – это залог здоровья леса, поэтому нельзя разрушать муравейники.

Педагог. Послушайте, как говорится о муравьях в стихотворении.

Дети.

Муравьишки-торопышки

Не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке

Тащут зёрнышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живё т трудом:

Всё, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай! (А. Бабаджан)

Педагог. Друзья мои, что-то долго мы не можем попасть на полянку. Видно, заблудились. Друг наш лес, помоги, нас к полянке приведи.

На большом экране демонстрируется слайд с изображением лесной поляны.

Вот мы и вышли на полянку. Спасибо! Смотрите, как здесь красиво: много цветов, бабочек, пчёл, кузнечиков. Разве это не чудесно! Давайте полюбуемся, понаблюдаем за этой красотой. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Мальчик рвет цветы в охапку.

Дети.

– Ты что делаешь? Нельзя рвать цветы охапками, чтобы потом их бросить.

– Цветами надо любоваться. Смотри, какие они красивые!

– Цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.

Мальчик. Я всё понял, я больше не буду так делать.

Педагог. Видишь, сколько над цветами летает бабочек. Они красивы, как и цветы, невесомы и. ранимы.

Дети.

– Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным острым хоботком.

– Смотрите, какие бабочки! Вот павлиний глаз.

Первый ребенок.

А дневной павлиний глаз

Нарядился на показ.

Посмотри, как он одет:

Красный бархатный жилет,

Синие разводы.

Чудеса природы.

Второй ребенок.

Мне очень, очень нравится (подходит к крапивнице и показывает руками)

Крапивница-красавица.

Над ромашкой пляшет, пляшет

И цыганской шалью машет.

Педагог. Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали.

Ребята, в лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и даже убивают животных. Послушайте, какая история случилась недавно в лесу.

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке

И смотреть

На это было больно. (Г. Ладонщиков)

Педагог. Такие люди наносят вред лесу, и он бывает очень на них сердит.

Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей земли:

Все деревья в нём, ягоды, травы –

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать не сочтёшь,

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Педагог незаметно берет из цветов божью коровку.

Педагог. Дети, посмотрите на мою ладошку. Вам знакомо это насекомое? (Демонстрирует заводную игрушку.)

Дети. Это – божья коровка!

Педагог. Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползёт по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Мы понимаем, что хлеба коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?

Дети. Бережно, так как они приносят нам счастье и сохраняют урожаи и в садах, и в огородах, и на полях.

Ребенок. Посмотрите, какой здесь мухомор!

Педагог. Что вы знаете про мухомор?

Дети.

– Мухомор – ядовитый гриб.

– Это для людей он ядовитый, а для животных он – лекарство. Многие животные лечатся мухоморами.

– Лось, например, проглатывает их целиком сразу по несколько штук, и у него перестаёт болеть живот.

Педагог. Вот видите, и мухоморы нельзя уничтожать. Но у нас не один мухомор, а целая семейка. Посмотрите. Вот они.

Девочки надевают шапочки мухоморов.

«Танец мухоморов».

Педагог. Ребята, продолжим наше путешествие по лесным тропинкам. Пойдём вот по этой тропке.

Дети замечают под кустом ежа.

Дети.

– Смотрите, здесь ежик. Да какой колючий, забавный, толстенький, кругленький!

– Давайте возьмем его с собой домой.

– Нельзя его брать с собой. Пусть он живет на природе, на свободе, в лесу, рядом с мамой. А дома у нас он будет жить в клетке, в неволе. Это плохо.

На поляну выходит ребенок в костюме ежа.

Ежик. Здравствуйте, дети. Вы такие умные, все знаете. А обо мне что-нибудь знаете?

Педагог. Знают, ежик, много загадок, скороговорок, стихов. Вот послушай. Кто хочет загадать загадку о еже?

Дети.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Педагог. Кто хочет рассказать чистоговорку и скороговорку о еже?

Дети.

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

Жи-жи-жи, в лесу живут ежи.

Ежу на ужин жук нужен.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

У ежа ежата.

Педагог. Мы совсем забыли о стихах. Кто хочет прочитать стихотворение?

Дети читают стихи о еже.

Появляется ребенок в костюме лисы.

Педагог. Ежик! К нам пришла лисичка, она хочет побеседовать с тобой.

Диалог «Лисица и еж» Л. Воронковой.

Лиса. Всем ты, еж, и хорош, и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса. Да не то чтобы некрасивый!

Еж. А может, я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то чтобы неуклюжий!

Еж. Ну так какой же я с колючками?

Лиса. Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.

Педагог. Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится. Какие предметы мы называем словом «иголка»?

Дети. Иголки у елки, у сосны, у лиственницы, иголки у кактуса, швейные иголки, иголки для уколов.

Педагог. Какие это иглы?

Дети. Еловые, сосновые, лиственные, швейные, медицинские.

Педагог. А чем похожи все иглы?

Дети. Все они тонкие и острые.

Педагог. Ребята! Смотрите, сколько желудей!

Дети собирают жёлуди в корзину.

Педагог. Зачем вы собираете жёлуди?

Дети. Для игры в магазин, в природный уголок для поделок.

Педагог. О чём надо помнить при сборе семян и плодов?

Дети. Они нужны для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе, и только немножко можно взять для игры.

Ребенок. А вот гнездо с птенчиками! (Говорит тихо на расстоянии от гнезда.)

Дети.

– К гнезду нельзя подходить близко. По нашим следам их могут отыскать и разорить хищники: куница, змея.

– Если случайно окажешься возле гнезда, как мы сейчас, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Птенчики тогда погибнут. Здесь можно пройти, но очень тихо.

Педагог достает из-под елки красивую плетеную корзинку.

Педагог. Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет.

На экране демонстрируется слайд «Дары леса» (грибы, ягоды, жёлуди, орехи, яблоки, шишки, листья).

Ребята, представьте, что все это вы собирали в лесу. Скажите, с чем была бабушкина корзинка?

Дети. Корзинка была с желудями (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с яблоками, с шишками, с листьями, с орехами, с подосиновиками, с подберезовиками).

Педагог. Вы, ребята, сегодня молодцы! Но вы забыли рассказать мне пословицы о лесе.

Дети.

– Лес – богатство и краса, береги свои леса.

– Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

– Враг природы тот, кто леса не бережёт.

– Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Педагог. Сегодня мы с вами путешествовали по лесным тропинкам, полянкам, увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?

Ответы детей.

Педагог. Чтобы человек стал другом Природы, он должен быть добрым.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей. (И. Мазнин)

Ребята, подберите однокоренные слова к слову Родина.

Дети. Род, родной, родитель, родители, родня, родные, родственники, родительское (православный праздник, собрание, прародитель.

Педагог. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ветру, цветам, солнцу, друг другу, птицам, бабочкам.

Давайте исполним композицию «Аист на крыше».

Танец «Аист на крыше».

Дети, исполнявшие танец, бегут к выходу из зала.

Педагог. Смотрите, смотрите, куда полетели аисты! Поспешим же и мы за ними!

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 8 ,2004г.

2. Шорыгина Т. А. Беседы о лесе с детьми 5- 7 лет. -М. :ТЦ Сфера.

3. Елисеева Л. Н. Хрестоматия : пособие для воспитателя детского сада. -М. :Просвещение, 1987г.

4. «Мир вокруг нас». –М. :Детгиз, 2007г.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группеКонспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе Комплексное итоговое занятие за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе «И гости к Кате на день рождения!».

Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Дорожка для машины»Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Дорожка для машины» Цель: познакомить детей с машиной, создать положительный настрой детей, вызвать у детей интерес к действиям с карандашами. Образовательная.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и экологии «В гости к леснику» в старшей группеКонспект комплексного занятия по развитию речи и экологии «В гости к леснику» в старшей группе Текутьева Надежда Афанасьевна СП ДО МАОУ Борковская СОШ "В гости к леснику" Конспект комплексного занятия по развитию речи и экологии для.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе)Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе) Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Конспект ОД в старшей группе по экологии «Зеленые друзья природы»Конспект ОД в старшей группе по экологии «Зеленые друзья природы» Воспитатель: Антоненко Н. В. высшая квалификационная категория МАДОУ № г. Мурманск Программные задачи: 1. Формировать знания детей о человеке,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей старшей группыКонспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей старшей группы Описание материала: непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков.

Викторина по экологии «Мы — друзья нашей природы» в подготовительной группеВикторина по экологии «Мы — друзья нашей природы» в подготовительной группе Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: Закрепить знания детей о природе, о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в старшей группе «Мы — друзья природы»
Опубликовано: 24 марта 2023 в 08:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в старшей группе «Мы — друзья природы»» (включая файлы) размещена пользователем Каспарова Татьяна Викторовна (УИ 1884875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД