Любовь Неплюева
Музыкотерапия на страже здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия на страже здоровья
В современном мире, наполненном фильмами ужасов, насилия, продуктами псевдоискусства, которые открываются нам с экрана телевизоров, Интернета, способных разрушить психику человека, как чистый ручеёк рождается истинное, проникнутое добротой и любовью искусство.
Публикация «Музыкотерапия на страже здоровья» размещена в разделах
О целебных свойствах музыки было известно ещё в Древнем Китае (в III-II в до н. э.). Гомер, Платон и Аристотель считали музыку средством лечения и очищения души. Пифагор рекомендовал использовать музыку как панацею для души и тела. Авиценна использовал музыку при лечении психически больных пациентов, Гиппократ при помощи музыки лечил бессонницу и эпилепсию. Древние рецепты были утеряны и музыкотерапия и только в XIX веке французский психиатр Эскироль начал применять музыкотерапию при лечении больных в психиатрических заведениях.
Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. С. Баха, А. Вивальди, П. И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения – ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.
Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.
Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством, основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как :
• Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний[
• Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства
• Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
История развития
В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.
Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.
Направления музыкальной терапии
В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.
• Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.
• Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.
• Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг, исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств
В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева,И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.
Формы музыкальной терапии
Различают три вида музыкотерапии :
1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
1. Пассивная музыкотерапия - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющийся в виде:
- музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);
- музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса);
- музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).
2. Активная музыкотерапия - основана на активной работе с музыкальным материалом :
вокалотерапия: пение, обучение основам диафрагмального дыхания
кинезитерапия: танцетерапия, логоритмика
инструментальная музыкотерапия : игра на музыкальных инструментах : ложки, бубен, барабан, маракасы, металлофон, синтезатор
3. Интегративная музыкотерапия (синтез музыкального и зрительного восприятия)
Музыкоизотерапия – восприятие произведений изоискусства под музыку. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:
– умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.
– умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.
Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).
В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности.
В рамках комплексной программы Тамбовской области «Право быть равным» на базе подразделения школы-интерната в июле 2013 года создан арт - кружок «Радуга».
Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель – развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.
Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.
Форма проведения занятий:
индивидуальные и групповые
Общая продолжительность занятия составляет от 30 минут до 40 минут. Проводится занятие 1 раза в неделю в течение 9 месяцев с сентября по май включительно.
Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.
Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:
• речевые упражнения;
• поэтическое музицирование;
• музыкально-двигательные упражнения;
• игры с инструментами К. Орфа
• элементарный музыкальный театр.
Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма.
При слабой мелкой моторике пальцев рекомендуется использовать клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон, синтезатор);
для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы, румбу;
для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы, пение птиц, звуки дельфинов и др.).
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Танцетерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений испанского, узбекского, русского, индийского танцев и т. д.). В занятия могут быть включены также элементы ритмики, формирующие правильную осанку тела, а также логоритмические упражнения.
Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.
Практика применения музыкотерапии в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», где педагоги работают с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др., подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка. На занятиях было замечено, что мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.
В рамках реализации программы «Право быть равным» проводится работа с родителями: анкетирование, тестирование, беседы: «Лечебные свойства музыки», «Влияние арт-терапии на детей с ОВЗ», Арт-терапия на страже здоровья ребёнка», «Что такое арт-терапия», «Музыка и настроение ребёнка», «Как увлечь ребёнка искусством», «Гармония души».
Родители получают рекомендации по применению логоритмических упражнений, упражнений на дыхание, знакомятся с динамикой развития своего ребёнка в кружке «Радуга». С помощью компьютерных технологий создана база фото и видео-материалов воспитанников арт-кружка, которая постоянно пополняется. Регулярно родители знакомятся с выставкой работ по изотерапии. Традицией стало привлечение родителей к подготовке номеров художественной самодеятельности на школьных праздниках и выступлении на них вместе с детьми.
Опыт работы по реализации программы «Право быть равным» распространяется в средствах массовой информации, на сайтах Интернета и в выступлениях перед коллегами.
Литература
1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. — М., 1985
3. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г. -Г. Декер-Фойгт. — СПб. : Питер, 2003
4. Музыка в детской душе К., 2007
5. Л. С. Старчеус. Музыкотерапия // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. / под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
6. 6. В. И. Петрушин. Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ. // Психотерапия № 2, 2006.