Светлана Мандрыкина
Музыкотерапия и дошкольники
Музыка – составная часть нашей жизни и она также разнообразна как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние музыка оказывает на всех, кто с ней соприкасается. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Поэтому музыку мы можем сделать активным помощником в воспитании дошкольника.
Публикация «Музыкотерапия и дошкольники» размещена в разделах
Музыкотерапия – это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми. Главным и первым принципом музыкотерапии, как медицины вообще, является принцип «Не навреди!» Вторым – принцип индивидуального подхода. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Вибрационный – является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Физиологический – изменяет различные функции организма, такие как двигательная, сердечно-сосудистая, дыхательная. Психологический – меняет психическое состояние ребенка. Одновременно можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентах – эмоциональной отзывчивости, слуха.
Цель моей работы – обеспечение гармоничного физического развития детей, сохранение и укрепление здоровья посредством музыкотерапии. Применение музыки в занятиях помогает бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, ускоряет овладение техникой движений. Упражнения под музыку приобретают более яркую окраску и делают занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников. Я отметила, что музыкотерапия помогает моделировать и балансировать эмоции и поведение ребенка. Например, мажорные мелодии уменьшают чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.
Но при этом, используя музыку, педагоги всегда должны помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма, громкости на психическое состояние детей, исходя из того, что: - громкая музыка приводит к разбалансированности ЦНС; - возбужденные дети нуждаются в периодическом звучании успокаивающей мелодии с умеренным, медленным и очень медленным темпом с негромкой динамикой. Такая музыка снимает перевозбуждение коры головного мозга; - заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке с подвижным темпом и не очень громким звучанием; - дети дистонического типа (когда состояние нервной системы меняется в течении дня несколько раз) нуждаются в умеренной музыке с одним уровнем звучания и темпа.
В практике нашего детского сада педагогами используются пассивные и активные формы музыкотерапии. Пассивные формы помогают установить контакт с детьми, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Для этого включается классическая или релаксационная музыка на фоне звуков природы перед сном или во время пробуждения и игровой деятельности. Активные формы – это двигательная музыкотерапия, сопровождающая утреннюю и бодрящую гимнастики после сна, музыкально-динамические паузы между занятиями и процесс НОД (непосредственно образовательной деятельности). Такая совместная работа педагогов всесторонне воздействует на организм ребенка, несет оздоровительно-профилактический эффект.
Из всего сказанного следует, что музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние ребенка и является одним из средств эмоционального комфорта и психофизического здоровья детей.
Список литературы:
1. Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс». Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. – СПб: «Детство-Пресс», 2007
2. Психология восприятия музыки : подходы, проблемы, перспективы. Иванченко Г. В. – М: «Смысл», 2001
3. Психология музыкальной деятельности. Бочкарев Л. П. – М: Институт психологии, 1997
4. Музыкотерапия : руководство по психологии. Брусиловский Л. С. – Ташкент, 1985.