Оксана Филиппова
Минутки здоровья как средство профилактики и сохранения здоровья воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю начать с валеологического приветствия «Доброе утро».
Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем все красивые как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее
А теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем
Улыбнемся снова, будем все здоровы.
Публикация «Минутки здоровья как средство профилактики и сохранения здоровья воспитанников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
С такого валеологического приветствия мы начинаем день в детском саду или образовательную деятельность, заряжаясь на доброе и позитивное настроение. В нашем детском саду широко используются и стали традиционными «Минутки здоровья». Они хорошо вписались в систему оздоровительной деятельности и направлены на формирование здорового образа жизни.
Почему именно эта форма профилактики здоровья детей прижилась в нашей работе?
Во - первых, «Минутки здоровья» не отнимают много времени на подготовку.
Во-вторых, они проводятся ежедневно. Именно в этой непрерывности залог того, что у детей появляются навыки, привычки и потребности беречь свое здоровье.
Минутки здоровья планируем в разные отрезки времени, удобно перед обедом, когда младшие воспитатели накрывают на столы и дети должны успокоится к приему пищи.
Чтобы содержание М. З было интересным, полезным, занимательно – оздоровительном, мы создали картотеку дидактического и методического материала. В картотеке подобраны М. З. в соответствии с темой недели, а также по разным видам:
Минутки здоровья – это игровой закаливающий массаж, самомассаж. При планировании обязательно учитываем актуальность. Например, в данное время в целях профилактики простудных заболеваний проводим самомассаж шеи и грудной клетки. (Показ «Лечим медвежонка»)
«Лечим медвежонка» (массаж шеи и грудной области)
Медвежонок наш простужен,
Мед ему сегодня нужен.
Мы дадим его на ужин. (поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу)
А потом, а потом медом грудку разотрем. (поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот).
Продолжая говорить о самомассаже, затронем игры с прищепками.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь,
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш»
В качестве Минутки Здоровья использую Су – джок терапию. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. (показ с педагогами). С помощью шаров – ежиков с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Я мячом круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
Я сожму его немножко, как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
В шарике есть «волшебное колечко». Кольцо нужно надеть на палец и проводить массаж пальцев до ощущения тепла. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
1,2,.3,4,5, вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый смелый и большой,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый,
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Дыхательная гимнастика – тренинг правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, тем самым активизировать детей на занятии.
«Корова» (регулировка процесса дыхания, развитие дыхательных мышц).
Вот мы слышим на лугу
Зазвучало: «Му-му-му»
Будем тоже мы мычать и дыханье проверять» (дети делают глубокий спокойный вдох и продолжительный выдох).
Психогимнастика – психомышечная тренировка, чередование напряжения и расслабления различных групп мышц. Ребенок учится на игровой основе управлять своим телом, а в дальнейшем – регулировать свое эмоциональное состояние и поведение
Валеологические, релаксационные игры, на снятия мышечного и эмоционального напряжения во время какой – либо деятельности.
Гимнастика зрения – это упражнения, снимающие значительные зрительные нагрузки. Данные упражнения предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, а так же включают самомассаж.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо!
А теперь вперед! Тут немного отдохнет!
А Варвара смотрит вверх – выше всех, дальше всех! А теперь смотрит вниз!
А теперь глаза закрыла, и открыла, и закрыла.
Веселы, бодры мы снова, и к занятию готовы!
Коррегирующие упражнения для мышц стопы и спины – комплекс интересных поз и перевоплощений, которые снимают статическое напряжение и укрепляют мышцы спины и стопы
Колобок, колобок, колобок – румяный бок!
По дорожке покатился и назад не воротился!
Встретил мишку, волка, зайку, все играл на балалайке.
У лисы сел на носу, больше нет его в лесу!
М. з направлены не только на физическое здоровье, но и психологическое. Коммуникативные минутки направлены на сплочение детского коллектива, создание психологического комфорта в группе. (Проведение коммуникативной игры «Ты шагай»).
Ежедневное применение М. З. в работе с детьми позволит улучшить у них функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой, что очень важно для детей с туберкулезной интоксикацией. М. з оказывают комплексное воздействие как на физическое, так и на познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное развитие детей.
Минутки здоровья позволяют сформировать у ребенка интерес к своему здоровью, стремление беречь его, повышают внутреннюю активность, самооценку, расширяют кругозор.