МААМ-картинки

Музыкотерапия

Елена Даурова
Музыкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы

Вступив в новое тысячелетие, на ряду с традиционной медициной, мы можем использовать музыку в лечебных целях, для того чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма. Музыка – составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир.

Публикация «Музыкотерапия» размещена в разделах

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорили, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; т. о., музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе. Терапия – «лечение» (греч.). То есть, музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

В древнекитайской теории музыки каждая из нот пятиступенного звукоряда отождествлялась с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом, землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

И в Древней Греции, в Риме хорошо знали, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека.

Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей кровь.

Американские медики сообщали о том, что музыка некоторых композиторов-романтиков снижает уровень болезненных мыслей и усиливает воздействие положительных образов и эмоций, поэтому часто использовались фонографы для «успокоения и отвлечения пациентов» во время хирургической операции.

В Великобритании «Музыкотерапия» применялась в зубоврачебной и хирургической практике для уменьшения и ослабления боли, а также использовалась для снятия невроза и стресса у солдат, получивших ранение во время первой и второй мировых воин.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но достижением наших ученых врачей-физиологов является программа «Здравствуй» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста, в которой музыке отводится центральное место, так как именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления:

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор стимулирует обменные процессы на уровне клетки, улучшая деятельность отдельных ферментов. Более того, каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле, через которое можно в буквальном смысле слова формировать организм ребенка.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка, благодаря ритму, мелодии и гармонии, учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. При этом процесс лечения, как процесс оздоровления, остается детьми незамечен.

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок подчиняет свое дыхание тому размеру и другим нюансам, которые заложены в пьесе. Эмоции также тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов.

В-пятых, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.

Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых, и на больных детей-дошкольников. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются, успокаиваются. Для этого необходимо:

1. По утрам, принимая детей в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.

2. Использовать методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после ночного и дневного сна, которое должно быть индивидуальным, в зависимости от типа нервной системы ребенка. Для плохо спящих – 1-2 мин и 6-8 – для тех, кто спал крепко. Для пробуждения положительных эмоций необходимо использовать тихую, нежную, легкую мелодию. 10-минутная композиция должна быть постоянной, чтобы у детей выработался своеобразный рефлекс. Через полтора-два месяца музыкальная композиция может быть заменена на другую. Текст, произносимый педагогом на фоне музыки, не должен быть громким, отрывистым, слова должны звучать мягко и ласково, что очень важно для оптимального пробуждения детей.

Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия:

1. Не все занятия должны озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.

2. Музыкальное сопровождение может быть частичным:

- для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;

- для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;

- музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент и нести определенную установку на будущее;

- музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

На физкультурных занятиях в детском саду на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и т. д. Вместе с тем эффективность физических упражнений под музыку, их значение для полноценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движений. Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, развитию ловкости и правильной координации движений, красивой и легкой походки.

Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. В зависимости от задач урока музыкальное сопровождение возбуждает или успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что музыкотерапия – самый действенный метод, как коррекции нарушений поведения у детей, так и лечения человеческого организма в целом. Думаю, что – это метод будующего.

Публикации по теме:

Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоционального состояния дошкольников Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка.

Консультация для родителей «Что такое музыкотерапия?» Что такое музыкотерапия? МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы. Непосредственно лечебное.

Консультация «Музыкотерапия» [Введите подзаголовок документа] Музыкотерапия В. Шекспир «Легкая мелодия-самый лучший утешитель для возбужденной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия
Опубликовано: 21 января 2016 в 13:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия» (включая файлы) размещена пользователем Елена Даурова (УИ 408395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД