Ольга Борисоглебская
Музыкотерапия как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Публикация «Музыкотерапия как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.
Достоинствами музыкотерапии являются :
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона реабилитации, снятие фактора тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыкальная ритмика осуществляется в форме групповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Соответствующая музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Но исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время очень тихим.
Использование музыкотерапии весьма оправданно и перспективно за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Так, определены механизмы положительного влияния музыкотерапии на учебную деятельность, повышение мотивации учения, возрастание удовлетворенности.
Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует :
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции;
- нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
В коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в рамках музыкотерапии используются :
1) только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;
2) те музыкальные пьесы, которые знакомы детям, так как они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
3) продолжительность музыкального прослушивания должна составляет не более десяти минут в течение всего музыкотерапевтического занятия. Как правило, используется только одно музыкальное произведение.