Елена Брехова
Консультация «Музыкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
[Введите подзаголовок документа]
Музыкотерапия
В. Шекспир
«Легкая мелодия-самый лучший утешитель для
возбужденной фантазии и лекарство для мозга!»
Музыкотерапия – лекарство, которое слушают!
В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.
Публикация «Консультация „Музыкотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Различают основные формы музыкотерапии :
-Рецептивную
-активную
-интегративную
Рецептивная музыкотерапия отличается тем, что человек, в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, а занимает позицию слушателя.
Активные методы музыкотерапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, пантомима, музыкально- подвижные игры, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки.
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психо-соматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является воспитание ведущего компонента музыкальности-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для решения поставленных задач я изменила форму построения музыкальных занятий, введя в практику работы инновационные социо-игровые подходы.
Занятия строятся по следующей схеме:
1) Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
2) Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
3)музыкальная релаксация.
Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнения важно отвлечь ребенка от травмирующих его переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту окружающего мира.
Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.
Родители тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.
В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут:
Бах И. С. "Ария из сюиты № З" или медленные части из Бранденбургских концертов;
Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии;
Вивальди А. "Зима";
Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);
Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.
К активизирующим музыкальным произведениям относятся:
Творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта";
П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии,
А. Вивальди "Весна",
Л. Боккерини "Менуэт",
Музыкотерапию мы также используем на утренней гимнастике, во время дневного сна после пробуждения.
Музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева. Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига,
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.
Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, т. к. она эмоциональна. Она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, развивает воображение,творческое мышление. И музыка и игра- это образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой. И в этом немаловажная роль принадлежит музыкальным играм. Они развлекают и воспитывают детей, учат сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой и раскрепощают ребенка.
Предлагаю вам принять участие в игре на релаксацию «Пришла весна»
1. Переживание своего эмоционального состояния: (Шуман «Порыв»)
«Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте».
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Формирования состояния покоя, защищенности: (Чайковский «Подснежник»)
«Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок – подснежник».
3. Становление конечного эмоционального состояния: (Вивальди «Весна»)
«Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни».
Посмотрите-ка, друзья!
В детский сад сегодня шла,
Первые цветы нашла!
Вы подснежники возьмите
и о чувствах расскажите!
Вопросы:
1) Прослушав произведение Шумана «Порыв», расскажите о своем эмоциональном состоянии,сопровождающим вас с приходом весны и началом ледокола?
2) Какие чувства и ассоциации вызвало у вас прослушивание пьесы
«Подснежник» Чайковского?
3) Какие образы появились в вашем воображении с приходом «Весны» Вивальди?
Благодарю вас за участие!
Я отметила, что при помощи музыкотерапии можно управлять эмоциями.
В качестве моделирования психо-эмоциональной сферы воспитанников,и приобретения навыков расслабления,предлагаю вам использовать игровые приемы метода музыкотерапии на занятиях.