Макеева Лариса Александровна
Музыкальный проект «Музыка красок и радуга звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Музыка красок и радуга звуков!»
Цельпроекта : Заинтересовать и приобщить детей через изобразительное творчество к искусству «Музыка», развивать эстетическую отзывчивость, формировать творческую и созидающую личность.
Побуждение к определению характера и жанра музыкальных произведений, выражению своего понимания через цветовую гамму.
Публикация «Музыкальный проект „Музыка красок и радуга звуков“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Задачи:
Образовательные:
- содействовать расширению знаний о композиторах ;
-содействовать возникновению интереса к музыкальной грамоте;
Развивающие:
-содействовать формированию умения передавать через рисование восприятие музыки.
-содействовать развитию умения различать динамические оттенки в музыке ;
-содействовать развитию умения играть на детских музыкальных инструментах;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- воспитывать бережное отношение кмузыкальным инструментам.
- воспитывать умение слушать и понимать произведения классической музыки.
Актуальность:
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.
Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах, не исполняют знакомые детские песни, сухо проявляют себя в творчестве,беден музыкальный словарный запас.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр.
Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Конечно, особую роль в этом играют и родители. Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус. Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступка.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – это главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Именно поэтому в рамках проведения Всероссийской «Недели музыки» был создан проект «Мир красок и радуга звуков», чтобы привлечь внимание детей, родителей, воспитателей к самому прекрасному виду искусства «Музыка», создать условия для формирования целостной, всесторонне и гармоничноразвитой личности и активной творческой деятельности детей.
Этапы работы над проектом
Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственный
I этап
Предварительный
Анкетирование родителей по теме «Музыка рядом со мной» Получить информацию о музыкальном воспитании детей в семье и выявление у детей интереса к музыке. 18.03.2022г. Музыкальный руководитель
Мониторинг знаний детей по теме «Три кита в музыке» Дать знания о песне, марше и танце как о музыкальных жанрах, отличающихся темпом, ритмом и интонацией. 14.03.2022г. 30.03.2022г. Музыкальный руководитель
Подготовка материала для проведения мероприятий с детьми, воспитателями, родителями. 14.03.2022г. по 18.03.2022г. Музыкальный руководитель,
Изготовление пособий для игровой и образовательной деятельности. Создание условий для развития детской активности, творчества, фантазии, эмоциональности.
14.03.2022г. по 30.03.2022г. Музыкальный руководитель,
воспитатели
II этап
Основной
Музыкальная гостиная для детей «Музыка красок». Содействовать формированию умения объединять характер музыки и цветовую гамму. 25.03.2022 Музыкальный руководитель,
Творческая мастерская «Радуга звуков». Содействовать формированию умения передавать через рисование восприятие музыки. 28.03.2022 Музыкальный руководитель
Релаксационные минуты перед сном. ежедневно Воспитатели.
Музыкальные физминутки. ежедневно Воспитатели.
Самостоятельное рисование детьми картин по прослушанным фрагментам музыкальных произведений. Содействовать развитию музыкальной памяти.
ежедневно Воспитатели.
Самостоятельное исполнение детьми песен «Песенка друзей»В. Герчик, «Я умею рисовать»Л. Абелянв кругу друзей. Содействовать развитию проявления творческого самовыражения. 23.03.2022г.
Музыкальный досуг Воспитатели.
Музыкальная игра с детьми «Угадай инструмент».
«Трусливый заяц»
«Приходите на концерт» Содействовать развитию музыкальной памяти, проявления творческого самовыражения. 25.03.2022г.
29.03.2022г.
Музыкальный досуг Музыкальный руководитель,
III этап
Заключительный
Беседа с родителями
«Музыка в жизни вашего ребенка».
Повышение родительской компетентности в музыкальной области 30.03.2022г. Музыкальный руководитель,
Организация выставки детских рисунков. 30.03.2022г. Воспитатели.
Музыкальная сказка «Музыкальный магазин»
Содействовать развитию творчества, интонационной речи, дикции и музыкальной памяти. 30.03.2022г. Музыкальный руководитель, воспитатели.
Интеллектуальная игра с детьми и родителями «Угадай мелодию»
«Музыкальная викторина» Содействовать формированию культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. 30.03.2022г. Музыкальный руководитель, воспитатели.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
5. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
6. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам муз. произведений
7. Дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменяются особенности музыкального восприятия : появляется произвольноевнимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
8. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополняются новыми словами.
9. Дети самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции.
10. Различают на слух и дают название музыкальным произведениям, называют автора музыки.
11. Определяют характер музыки, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
12. Различают и называют музыкальные инструменты.
13. Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора.
14. Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.
15. Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к такой деятельности.
16. Дети преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки.
Методы и формы реализации проекта
Методы реализации проекта :
-наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный;
- поэтическое слово (загадки, стихи, рассказы и т. п.);
- литературный образ сказок;
- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
- практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:
1) моделирование элементов музыки движения (художественное движение, игры-превращения);
2) вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
3) выражение образного содержания характера музыки мимикой;
4) подвижные игры и дидактические игры.
Формы реализации проекта :
- игровые занятия по слушанию музыки;
- интегрированные занятия;
- слушание музыки в режиме дня «музыкальный досуг»;
- утренники, развлечения;
- релаксационные паузы;
- «Музыкальная гостиная»;
- «Творческая мастерская»;
- самостоятельная деятельность детей;
- «Музыкальная викторина»;
- беседа с родителями, выставка работ детей.
Выводы по реализации проекта :
Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.
В реализации проектной деятельности дети научились:
1) с большим интересом слушать музыку разных жанров,
анализировать и чувствовать классическую музыку;
2) высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;
3) словарный запас пополнился новыми словами;
4) танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;
5) определять характер музыки;
6) различать жанры музыкального искусства;
5) называть музыкальные произведения, авторов музыки;
6) называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;
7) отражать свои впечатления в движении и пластике;
8) участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.
Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.
В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.
Литература:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Музыкальная гостиная «Музыка красок»
Цель: Формирование умения определять характер музыки и сопоставлять с цветовой гаммой.
Вся музыка живет в трех домиках! В синем, красном и белом.
В красном домике звучит веселая, задорная, быстрая музыка.
В темно синем домике – грустная, печальная, медленная музыка.
В белом домике живет нежная, легкая, светлая музыка.
А в каком домике живут
песни и танцы?
Слушание:
Д. Кабалевский «Клоуны» - в красном
П. И. Чайковский «Болезнь куклы» - в синем
П. И. Чайковский «Вальс»» – в белом.
П. И. Чайковский «Баба-яга» - в темно-синем
Г. О. Гречанинов «Жалоба»-- в синем
Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками – в красном домике.
Пение песен:
«Песенка друзей» - в красном домике,
«Пестрый колпачок» Г. Струве – в красном домике.
Игра «Угадай инструмент». Где они живут?
Грустная скрипка – в темно синем домике.
Веселая балалайка, гармонь, громкий барабан – в красном домике.
Нежная арфа и колокольчики – в белом домике.
Подводим итоги – в каком домике больше музыки, вспоминаем, что это за музыка.
Слушание спокойной мелодии перед сном- вальс си минор Ф. Шопен. Слушаем с закрытыми глазами и рисуем в воображении парящие снежинки, бабочки.
Самостоятельная деятельность во второй половине дня: рисунки по итогам прослушивания пьесы «Баба-яга» П. И. Чайковского.
Творческая мастерская «Радуга звуков»
Цель:Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке и уметь находить ассоциацию с определенным цветом.
Послушаем сказку про холодные и теплые цвета «Снегурочка и Весна» .
Жили на свете две сестры. И были они волшебницами. Одну звали Снегурочка, а другую Весна. Снегурочка любила холодные цвета и любила зиму, Весна любила теплые цвета и любила теплое время года. Когда нужно было окрасить все в холодные цвета, Снегурочка опускала в баночку с красками льдинку, и краски окрашивались в синий, голубой, фиолетовый цвет. Когда нужны были теплые цвета, Весна опускала в баночки с красками свой лучик, и краски приобретали теплые оттенки – желтый, красный, оранжевый. А зеленый цвет был и у Снегурочки и у Весны. Сестры жили дружно, не ссорились.
Слушание фрагментов произверенийП. И. Чайковского
«Вальс цветов» и «Гроза».
Подбираем к музыке теплые и холодные цвета.
Слушая «Вальс цветов», закрашиваем левую половину альбомного листа теплыми цветами.
Слушая «Грозу», закрашиваем правую половину альбомного листа холодными цветами.
А теперь сюрприз – с помощью трафаретов творческие работы превращаем в волшебный лес, где каждое дерево неповторимо!
Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты.
Задачи:
- Выявить умение различать характер музыки одного жанра и умение определять жанр музыки (марш, песня, танец)
- Выявить умение передавать ритмическую пульсацию.
- Выявить навык выразительного пения знакомой песни.
- Выявить навык выразительного исполнения знакомой музыкально-ритмической композиции.
- Проверить чувство ритма и тембровый слух.
- Выявить чувство ансамбля: умение вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения (песня, танец, игра на музыкальных инструментах, выдерживать паузы).
- Прививать любовь к музыке, интерес к театральному искусству.
Оборудование:Конусные куклы, "королевский замок" (музыкальная ширмочка", детские музыкальные инструменты, аудиозапись.
Музыкальный репертуар :«Песенка друзей» В. Герчик,«Лунная соната» Л. Бетховен,
марши: Прокофьева, Свиридова, Римского-Корсакова. Шостаковича, танцы: полька, вальс, трепак, «Камаринская» П. Чайковский, «Итальянская полька»С. Рахманинов.
Ход занятия:
Дети под веселую польку подскоками образуют круг в музыкальном зале. «Итальянская полька»С. Рахманинов.
М. Р. Здравствуйте ребята. (на распев по звукоряду)
Дети. До-брый-день. (по трезвучию)
М. Р. Пора нам заниматься?
Дети: Да, да,да!
М. Р. Мы будем все стараться?
Дети: Так же как всегда
М. Р. Будем танцевать и песни распевать.
Дети: Да.
М. Р. Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное королевство! Чтобы добраться до замка, нам необходимо разогреть наши мышцы и сделать разминку. Прошу ребята, Вас за мной повторять…
М. Р. показывает движения под «Итальянская полька» С. Рахманинов.
(подскоки, хлопки, бег на носочках, кружение, боковой приставной галоп) дети повторяют. Звучит волшебная музыка. Сказочная музыка. «Лунная соната» Л. Бетховен.
М. Р. предлагает на носочках подойти к ширмочке. которая пока накрыта полупрозрачной тканью.
М. Р. Кажется, мы нашли замок музыкального королевства (на ширмочке нотный стан и все семь нот) Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты? Сколько линеек в нотном стане? Сколько нот в музыкальной палитре? Давайте их споем. (поют гамму.)
Ширмочка открывается - семь ноток (пажи королевства) А какими бывают музыкальные звуки? (тихие - громкие, высокие - низкие, длинные и короткие) Покажите, пожалуйста, на нотном стане, где низкие звуки? Где высокие?
А почему одни ноты с хвостиками, а другие без?
Звучит бодрая музыка. «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, «Марш черномора»М. Глинка, «Военный марш» Г. Свиридов. Из замка появляется Король МАРШ.
М. Р. Может нам звучащая музыка подскажет? Как зовут нашего музыкального короля? (предлагается еще отрывок марша, отличный от первого)
Дети двигаются в соответствии с каждым отрывком (как оловянные солдатики. войска на параде).
Звучит мелодия песни «Песня Жаворонка» П. Чайковский.
М. Р. Опять какая – то музыка звучит. Вам она, случайно не знакома?
Появляется Королева Песня
М. Р. (как будто за Королеву) Прежде чем петь песню…Что мы должны с Вами сделать?
Конечно! Разогреть горлышко, распеться…
Дети садятся на стульчики.
Распевание.
Упражнение на дыхание. Дети дышат носиком как ежики.
Артикуляционная гимнастика: «моторчики»
Вокальные упражнения: «ми-и-я, а,а».
Упражнения на дикцию и артикуляцию: «ехал грека через реку»
М. Р. Ребята, а сейчас мы с вами вспомним мелодию песни на слог «да».
А, теперь поём со словами, четко проговаривая слова.
(Исполнение песни) «Песенка друзей» В. Герчик
М. Р. Ребята, вы слышите, музыка звучит? Что эта за музыка?
Звучит мелодия польки. «Полька» П. Чайковский, «Вальс цветов»» П. Чайковский
Появляется Принц Танец
М. Р. :(за принца) Что вы знаете о танцах?
Дети рассказывают о польке, вальсе, в парах показывают принцу хорошо знакомые движения. Слушание «Вальс» П. Чайковский, Ф. Шопен, «Полька Кубанские казаки».
М. Р. А что вы знаете о русском танце? (дети показывают принцу движения русских народных плясок).
Слушание «Трепак», «Камаринская» П. Чайковский.
М. Р. Ребята, а вы умеете играть на русских народных инструментах?
Дети. Да.
М. р. Но чтобы у нас хорошо зазвучал оркестр, нам нужно сделать упражнения.
Двигательно – пластическое упражнение «Веселый оркестр»
Дружно наш оркестр играет,
Все о музыке он знает.
(Дети ритмично изображают движения дирижера.)
Нежно скрипочка играет,
За собой она зовет.
(Имитируют игру на скрипке.)
Трубы громко затрубили,
(Имитируют кулачками игру на трубе.)
И тарелки в такт забили.
(Делают хлопки открытыми ладонями.)
Следом дудочка дудит,
(Имитируют пальцами игру на дудочке.)
И струна гитар звенит.
(Имитируют игру на гитаре.)
Барабан вступил, как гром,
(Имитируют игру палочками на барабане.)
Всех перекрывает он.
(Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз.)
(Дети разбирают инструменты, играют русскую народную мелодию)
Шумовой оркестр «Ах, вы сени» р. н. п.
Игра «Трусливый заяц» (шумовой оркестр)
М. Р. : Жители музыкального королевства очень довольны. что вы много о них знаете и обещают к вам прийти в гости. а может. даже и поселиться в музыкальном уголке. А сейчас будем с ними прощаться!
Дети пропевают "До свидания" на мелодии. под которые появлялись Король Марш. Королева Песня, Принц Танец и пажи.
Театр и ширмочка через некоторое время переносится в музыкальный уголок.
Сценарий театрализованной постановки с использованием музыкальных инструментов для детей старшей группы
«Музыкальный магазин»
Действующие лица: Мышка, Заяц, Еж, Сорока, Лиса, Медведь — дети;
Ведущий — воспитатель.
Декорации и атрибуты: теремок, деревья, стол, лавочка; музыкальные инструменты : колокольчик, металлофон, деревянные ложки, треугольник, бубен; шумовые инструменты: маракасы.
Звучит фонограмма песни «В гостях у сказки».
Ведущий:
Расскажу я сказку, дети, как однажды на рассвете,
Там, где лес стоит, высок, появился теремок.
Домик этот оригинальный,
Не простой, а музыкальный.
Колокольчик у дверей — видно, в доме ждут гостей.
Мимо мышка пробегала, теремок тот увидала.
Под музыку выбегает Мышка. («Я с комариком плясала»Н. Лядова)
Мышка: (удивленно). Это что за теремок? Он не низок, не высок.
Здесь недавно пробегала — теремочка не видала.
Звонит в колокольчик. Из теремка выходит Ёж.
Еж. Это чудо — магазин, на весь лес такой один.
Магазин мой необычный, музыкальный, мелодичный.
В магазин ты забегай, инструменты выбирай.
Мышка заходит в теремок.
Мышка: Выбрала себе я дудку.
Буду весело играть, своей игрою удивлять.
Мышка играет на дудочке «Полянка» укр. н. м.
Ведущий: Стоит терем-теремок, из трубы идет дымок,
По лесной тропинке зайчик пробегал.
Теремок на полянке увидал.
Под музыку выбегает Заяц. («Полька» П. Чайковский)
Это что за теремок? Из трубы идет дымок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Звонит в колокольчик. Из теремка выходит Еж.
Еж: Я построил магазин — на весь лес такой один!
В нем и арфа, и свирель — выбор есть для всех зверей.
В магазин вы забегай, инструменты выбирай!
Ведущий: Забежал зайчонок в отдел, все товары посмотрел,
Ложки дружно себе купил и играть на них решил.
Заяц играет на ложках «Ах, вы сени» р. н. п.
Ведущий: Сорока по лесу летала,
Новость всем рассказала.
Сорока: Всем, всем, всем!
В лесу дремучем открыт музыкальный магазин,
На весь лес такой один!
Птицы, звери прилетайте,
Инструменты покупайте!
Сорока улетает.
Ведущий: К теремку спешит Лисица, петь большая мастерица.
Под музыку выходит, не спеша, Лисица. (Юмореска Дворжак)
Лиса: В магазин меня впустите, все товары покажите.
Я певицей стать хочу, ноты с песнями учу.
Еж: В магазин вы заходите, всё что нравится, купите!
Ведущий: Лиса в магазин зашла, все прилавки обошла,
Деньги в кассу заплатила, ноты Лисонька купила.
Удержаться не смогла — и петь песни начала.
Лисица поет песню: «Музыкантами мы стали».
Ведущий: Средь березок и рябин Еж построил магазин.
На товар, на музыкальный спрос в лесу необычайный.
Расступись, честной народ — в магазин Медведь идет!
Под музыку входит Медведь. (Марш Черномора М. Глинка)
Медведь: Музыкантом стать хочу, ноты разные учу.
Очень музыку люблю, инструмент себе куплю!
Еж: В магазин ты заходи, всё что нравится, купи!
Медведь заходит в теремок. Еж нетерпеливо ходит снаружи.
Ведущий: Мишка долго выбирал, Ежик даже ждать устал.
Наконец купил, и вот, инструменты всем несет.
Бубны, ложки и трещетки, треугольник, бубенцы,
Всем лесным друзьям дары.
С той поры лесной народ очень весело живет.
В оркестре слажено играют и с концертом выступают.
Медведь выходит из теремка с корзинкой инструментов, все дети – звери подходят и разбирают инструменты.
Музыкальная игра «Веселый оркестр»
Оркестр: «Полька» — плясовая.