Татьяна Житникова
Музыкальный фольклор как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Калейдоскоп русских праздничных традиций»
Актуальность проекта.
Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.
В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. Стало очевидным необходимость возрождения добрых семейных, народных традиций.
Публикация «Музыкальный фольклор как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте проектной деятельности» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор. Проекты, планы
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок станет не только слушателем, но и активным участником процесса познания.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.
Поэтому основной задачей педагога является ознакомление воспитанников с русским народным творчеством, воспитание любви к русской музыкальной культуре и русским традициям.
Проблема проекта :
Снижение интереса к народному фольклору, к активному исполнительству.
Цель проекта :
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Задачи проекта :
1. Развивать нравственную ценность личности, ее художественно- творческий потенциал;
2. Познакомить с песенным творчеством русского народа, сформировать устойчивый интерес к народной песне.
3. Создать условия для развития творческой инициативы в исполнении песен и оркестровых партий, умения взаимодействовать в коллективе.
4. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
5. Эмоциональное развитие дошкольников
Этапы реализации проекта.
1-й этап:
1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта,сбор информации.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
2-й этап: организационный:
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. разработка содержания занятий с детьми, сценариев развлечений.
3-й этап: формирующий – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения; консультация родителей
4-й этап: Проведение Праздника «Русский сувенир», презентация проекта «Весёлая Ярмарка».
Формы реализации проекта.
Тематические занятия по ознакомлению с жанрами и видами фольклора русского народного творчества.
Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями; консультации для родителей.
Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;
Обучение игре на русских народных инструментах.
Содержание Формы и методы работы Используемый материал
Развитие речи, знакомство с устным народным творчеством Изучение педагогической и художественной литературы, интернет источников.
Ознакомление с пословицами и поговорками, народными потешками.
Применение в логоритмических упражнениях и пальчиковых играх.
Познавательное развитие через изучение традиций народных гуляний.
Знакомство с элементами русского народного костюма, жилищах, предметами быта.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Театрализованная деятельность и театрализация народных сказок, потешек, небылиц, стихов – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Театрализованная представление «Широкая Масленица»
Инсценированные песен «У колодца», «Где был Иванушка», сказки «Теремок»
Музыкальная деятельность и разучивание и исполнение народных песен, танцев,
народных игр.
Знакомство с народными инструментами, овладение элементарными приёмами игры на народных инструментах. (Ложки, трещётка, свирель, свистульки, бубенцы, балалайка, барабан) «Во поле берёза стояла», «Коровушка», «Где был Иванушка», «Как у наших у ворот» «Русская Кадриль», «Хоровод», «Ярмарка»,«Карусель», «Золотые ворота»,«Гори, гори ясно»«Дарья» - хоровод.