Ольга Кардаш
Музыкальные занятия как средство реабилитации ребенка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные занятия как средство реабилитации ребенка с РАС
Аутизм – расстройство психики, имеющее биологическую природу, характеризующееся
выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения,
а также ограниченными интересами и нарушениями в эмоциональной сфере.
-Нарушение поведения
- Нарушение речи
- Нарушение коммуникации
- Нарушение интеллектуального развития
- Нарушение игровой деятельности
Публикация «Музыкальные занятия как средство реабилитации ребенка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Коррекционные занятия, в том числе музыкальные, в Краевом реабилитационном центре
«Журавлики» посещают… детей с РАС в возрасте …лет
Организация адаптационного периода для детей с РАС перед посещением музыкальных занятий
- Обеспечить ребенку зону отдыха (уединения) в музыкальном зале.
- Не повышать голоса, не включать музыку громко, не делать резких движений.
- Следить за тем, чтобы в помещении не мерцало освещение, это может привести к
сенсорной перегрузке.
- Если это необходимо, предоставить ребенку шумоизолирующие наушники.
- Наблюдать за реакцией ребенка на звуки, обстановку, улавливать изменения в
поведении, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
- Помнить, что дети с аутизмом могут отвергнуть любой опыт, если обстановка
их тревожит.
Цель музыкального занятия –
преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с РАС.
Задачи музыкального занятия :
-стимуляция речи и общения;
- получение эмоционального отклика на музыкальную деятельность;
- формирование и развитие слухо-вокальной, слухо-двигательной,
зрительно-двигательной координации и возможность в последующем
синтезировать их в одной деятельности.
Приемы организации взаимодействия с ребенком с РАС
- Составление визуального плана занятия
- Установление контакта – музыкальная игра «Дай ладошечку».
- Применение невербальных способов общения: жестов, мимики, картинок.
- Подключение к аутостимуляции ребенка.
- Эмоционально-смысловой коментарий.
- Постепенное усложнение музыкального материала от определенных операций к целостному
вокально-пластичекому действию.
- Использование на занятиях коммуникативных песен и игр, хороводных песен и круговых
танцев.
- Использование игрового и музыкального оборудования, материалов, атрибутов.
Основные виды музыкальной деятельности
Коммуникативные игры и танцы:
Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки,
включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания,
соревнования. Они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные
эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка,
принятие или не принятие партнера, как друга.
Пение: вокализировать слова или звуки в музыкальных тонах. Песни могут
использоваться для запоминания и в качестве способа контроля эмоций и поведения.
Пение способствует развитию и укреплению дыхательной системы, тренировки
мышц гортани, голосовых связок, улучшения тембра голоса.
Использование песен в качестве катализатора для обсуждения вопросов, которые
терапевтически актуальны для ребенка. Данная деятельность включает в себя
прослушивание песен, анализ текстов и их смысла.
Импровизация: использование музыкальной импровизации с определенной
терапевтической целью в среде, облегчающей реакцию и взаимодействие.
Детский оркестр является еще одним видом, развивающим и активизирующим
музыкальное восприятие у детей с расстройством аутистического спектра.
Эта деятельность позволяет воспитать интерес к игре в оркестре, различать тембр
инструментов, активизировать развитие музыкальных способностей, таких как ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух. Использование метода немецкого композитора
и педагога Карла Орфа *Элементарное музицирование* способствует приобщению
детей к музыкальной культуре, развитию у них музыкального восприятия.
Пение, игра на музыкальном инструменте – все это помогает детям исследовать
новую сторону себя и окружающего мира, придаёт аутичному ребёнку больше
уверенности в собственных силах, способствует самовыражению. Если у ребёнка
с аутизмом появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать
о том, что он стал развиваться как личность.
Одаренные дети.
Музыкальные занятия способствуют выявлению музыкально- одаренных и талантливых детей.
Рита, 13 лет (РАС). Первые занятия, 2016г. : немотивированные колебания настроения, тревога при попытке вовлечь во взаимодействие, страх компьютерного звучания музыки; абсолютный музыкальный слух, чистота интонирования мелодии, способность к импровизации на фортепиано и детских музыкальных инструментах, хорошая музыкальная память.
Результат, 2023г. : доверительный контакт с педагогом и детьми, Рита не испытывает страха звучания компьютерной музыки, свободно и эмоционально поет с микрофоном на сцене,
увлеченно занимается вокалом в реабилитационном центре и игрой на
фортепиано в детской школе искусств. Достижения: 2021г. Краевой конкурс
детей ОВЗ «Ростки талантов Диплом Лауреата, 2021г. Муниципальный
Открытый городской фестиваль - конкурс творчества «Вместе» для детей ОВЗ
Диплом 1 степени, 2022г. ,Муниципальный Открытый городской фестиваль-
конкурс творчества «Вместе» для детей ОВЗ Диплом 1 степени.
Маша, 14лет (Ретинопатия недоношенных тотальная отслойка сетчатки).
В течении 7 лет занимается вокалом в реабилитационном центре, игрой на
фортепиано в детской школе искусств. Достижения: 2023г. Муниципальный
I открытый городской фестиваль-карнавал детского творчества «Светлячок»
Диплом 1 степени, 2021г. Краевой конкурс детей ОВЗ «Ростки талантов»
Диплом 1 степени, 2021г. Муниципальный Открытый городской фестиваль –
конкурс творчества «Вместе» для детей ОВЗ Диплом 2 степени,2022г. ,
Муниципальный Открытый городской фестиваль-конкурс творчества «Вместе»
для детей ОВЗ Диплом 1 степени.
Даша, 11лет (ДЦП). В течении 2 лет занимается вокалом в
реабилитационном центре. Достижения: 2021г. Краевой конкурс длядетей ОВЗ «Ростки талантов» Диплом 3 степени.
Выступления на сцене способствует росту уверенности в себе, поиску друзей и обретению самоуважения, помогают раскрыть настоящий творческий потенциал, двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью. Поэтому возникла идея организации городского музыкального фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музыка без границ».
Городской детский музыкальный фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Музыка без границ»
Организаторы:
Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»,
Центр культуры и просвещения и факультет искусств Алтайского государственного университета,
Молодежный оркестр Алтайского государственного университета.
Основная цель фестиваля:
стимулировать развитие музыкального творчества детей, нуждающихся в реабилитации и социальной адаптации;
выявить талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья и создать им комфортные условия для раскрытия творческих способностей и навыков.