Папки-передвижки

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Юлия Ладонычева
Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. Почему же наблюдается такая ситуация?

Публикация «Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Причин этому может быть очень много: и экологические, и биологические, и социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна не менее важная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаток физической активности приводит к тому, что у детей плохо снабжается кислородом головной мозг. Не сформирована координация движений, не развита ориентировка в пространстве, не развито чувство ритма, а также дисгармоничное развитие межполушарных связей.

Развивать мозг уже необходимо с дошкольного возраста. Тогда в школе и во взрослой жизни ребёнку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением машиной, какими-то другими сложными ситуациями. Он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным в жизни.

Нейропсихологи утверждают, что нарушения межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единой интегративной целостно работающей системе. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействовано оба полушария.

Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Этот вопрос подтолкнул меня к поиску нетрадиционных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня я хочу рассказать об одном из таких методов, который активно использую в своей работе. Этот метод позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность ребёнка. Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с обще двигательной системой организма. При этом нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребёнка в освоении новых знаний - это интерес. Именно по этой причине высокой эффективности в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребёнка обладает комплексная методика под названием «Нероритмика».

Что же такое «Нейроритмика»? Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала ребёнка. Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и многие другие. Благодаря нейроиграм активизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, улучшается иммунная система, память и внимание, улучшаются подкорковые структуры головного мозга.

В своей работе я использую один из самых эффективных инструментов – это нейропсихологическая игра. Что же это такое: нейропсихологическая игра или нейроигра?

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

• Ребёнок учится чувствовать пространство, свое тело;

Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука);

• Формируется правильное взаимодействие ног и рук;

• Ребёнок учится последовательно выполнять действия;

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Какие же преимущества при использовании нейроигр?

• Игровая форма обучения;

• Эмоциональная привлекательность;

• Многофункциональность;

• Автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

• Формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных процессов;

• Формирование партнерского взаимодействия между ребёнком и педагогом;

• Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Нейроигры полезны не только для детей, но и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективнее и увлекательнее. Ведь музыка считается особым способом эффективной коррекционной помощи. Ритм – обязательная составляющая музыки. Ведь все в нашей жизни подчиняется определенному ритму : день сменяется ночью, лето сменяет весну, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие. Мозговая деятельность также подчинена ритму.

Что же это такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких-либо звуковых, двигательных элементов, присущие действию, течению, развитию чего-либо. Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности: речевой, интеллектуальной и других. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений. Развиваются интеллектуальные способности ребёнка. Оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу дальнейшего усвоения фонетической стороны речи.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т. к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость. Исследователи (Б. М. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое восприятие не может быть только зрительным и слуховым. Оно должно быть обязательно двигательным. В развитии чувства ритма должно учувствовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.

Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию чувства ритма. И не только. Еще развитию слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие. Использовать данные игры можно как в свободной деятельности, так и непосредственно на занятиях : индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкульт-минутку.

Нейроигры рекомендуется проводить под музыку. Что же входит в такое понятие как нейроигра?

1. Тренажер «Мемори»

Это ритмодекламация, ритмические игры на стакане, ритмические игры с мячом, классики.

Последние годы проблемы развития музыкальной памяти становится все более актуальной. Современная интерпретация «Мемори» вовсе не похожа на своего восточного прародителя. Однако они также хороши для развития нашего мозга и позволяют с удовольствием провести тренировку. Несмотря на то, что данное упражнение находится в разделе для развития памяти, это вовсе не говорит о его узкой направленности. Напротив, занятия на данном тренажере для мозга имеют комплексное благотворное воздействие на разные системы анализаторов. Кратковременная память – это основной инструмент выполнения заданной игры. Без умения запоминать расположение рисунков по полю, игроку не удастся правильно повторить заданный музыкальный рисунок. Наблюдательность, способность держать во внимании все рабочее поле, позволит быстро и правильно реагировать на все изменения ситуации. И, наконец, образное мышление – ряд усложнений таких как цвет фигурок или переворот их в пространстве усложняют задачу выполнения, поэтому образное мышление выходит на первый план при идентификации и запоминании нужного рисунка.

Тренажер «Мемори» прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образность и логическое мышление.

Разновидностью игры «Мемори» является игра «Повтори ритм».

В ряд выставляются пустые тарелочки. На них выставляются матрёшки. Количество матрешек означает количество хлопков. Ведущий (педагог) задает ритмический рисунок под музыку, выкладывая матрешек на пустых тарелочках. Ребенок повторяет ритмический рисунок за педагогом. С каждым «витком» игры количество матрешек на тарелочках может меняться.

2. Вид нейроигры – «Ритмодекламация»

Это музыкально-педагогическая технология Т. Боровик. Использование данной технологии направлено на развитие координационной свободы движения, слухового восприятия музыки, чувства ритма, развитию общей и мелкой моторики, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации. Ритмодекламация может идти на фоне сопровождения ритмозвучащих жестов : хлопки, щелчки, шлепки, притопы и т. п. Может идти в сопровождении шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма и речи. Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективно, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания, развитию координации, ощущению единого центра. Можно использовать в работе виде разминки. Они помогают увеличить тон деятельности, помогают переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Игра «Падишах».

Это ритмодекламация в сопровождении звучащих жестов. Двое игроков становятся напротив друг друга. Одновременно хлопают в ладоши. А потом по очереди хлопают в ладоши партнера: правая – в левую, левая – в правую. И проговаривают определенный тест. Игра начинается в медленном темпе и с каждый новым «витком» игры темп увеличивается. Дети должны сохранить координацию движений рук.

3. Игра со стаканом.

Её можно использовать в любой деятельности с детьми, любых режимных моментах, в заключительной части музыкальных занятий и даже на прогулке с использованием стола. На занятиях используется эта игра как игровой прием формы обучения детей ориентировке в пространстве. В современном детском саду существует множество игр. Для организации игры со стаканами не нужно специально создавать развивающую среду. Достаточно приобрести стаканчики разных цветов. Правила игры: с детьми учится правило правой руки. Левая рука временно прячется за спину, а правой рукой дети начинают передавать стакан от себя вправо своему соседу. При этом можно говорить слова: берем – отдаем. Можно передавать стаканчик под счет.

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Одной из таких форм работы является игра с клавесами.

Клавесы (или ритмические палочки) – это простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и педагогом К. Орфом. Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования. В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими подгруппами.

Игра «Мишка весело шагал…», «На лошадке»

Перед началом игры разучиваются движения по показу педагога. Затем тект. Затем текст и движения объединяются. Варианты игры: шагают палочки по полу (топ-топ, стучат палочками (тук-тук, стучат шляпкам палочек, стучат основаниями палочек, перекатываем в ладошке («греем» палочки, каткем колбаски по полу, стучим палочками над головой и прячем палочки за спиной. Педагог не меняет движения, пока все дети не включится в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей.

Игра с клавесами «Марш», «Ножки»

4. Еще одна форма работы над ритмом – это игра «Классики». Развивает глазомер и чувство равновесия, тренирует координацию движений и является прекрасной нагрузкой на ноги. А еще учит ребёнка управлять своим поведением, в соответствии с правилами. Во время игры обязательно звучит ритмическая музыка. Игровое поле разделено на клетки 6*4. Любое количество игроков выстраиваются слева за игровым полем. Первый игрок впрыгивает на игровое поле: правая и лева ноги расположены в разных игровых клетках. Двигается вправо по клеточкам до конца поля. Возвращается назад по этой же дорожке. Одновременно с первым игроком, который уходит на вторую полосу, впрыгивает второй игрок. И они двигаются параллельно друг за другом вправо и возвращаются. Впрыгивают в следующую клеточку, а к ним присоединяется следующий игрок. И так до конца игры.

5. Есть второй вариант «Классиков». Игроки делятся на 2 команды. Первая команда стоит слева, вторая – с другой стороны от игрового поля. Первые игроки с обоих сторон впрыгивают в игровое поле одновременно. Правые и левые ноги расположены в разных клетках. Двигаются вправо по клеточкам игрового поля, возвращаются назад по этой же дорожке. Впрыгивают на вторую полосу и продолжают движение вправо и обратно по этой же дорожке. И только когда перепрыгивают еще раз, к ним присоединяется следующий игрок, одновременно впрыгивая на поле. И так до конца игры.

6. Третий вариант игры. Впрыгивая на следующую линию, игрок должен развернуться на 180 градусов.

Вот лишь несколько видов работы над ритмом с помощью нейроигры. С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, как решаются следующие задачи:

• ребёнок учится чувствовать свое тело;

развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);

• формируется правильное взаимодействие ног и рук;

развивается слуховое и зрительное внимание;

• ребёнок учится последовательно выполнять действия.

Ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, нобелевский лауреат И. П. Павлов сказал так: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Дидактическая игра-пособие по развитию чувства ритма «Украсим елочку» для детей 5–6 летДидактическая игра-пособие по развитию чувства ритма «Украсим елочку» для детей 5–6 лет Занятия ритмической деятельностью с детьми дошкольного возраста влияют не только на музыкальность ребенка. Установлено, что сниженное развитие.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма «Весенние цветочки»Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма «Весенние цветочки» Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Задачи: • Развивать ритмический.

Музыкальные игры для развития звуковысотного слуха детей младшего дошкольного возрастаМузыкальные игры для развития звуковысотного слуха детей младшего дошкольного возраста Часто, когда речь заходит о музыкальном слухе, можно услышать: «…мне медведь на ухо наступил» или «…у моего ребенка совсем нет музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июля 2024 в 15:28
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ладонычева (УИ 284466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД