Наталья Балахонова
Музыкальные коммуникативные игры в музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки.
Музыкальные коммуникативные игры способствуют формирование у ребенка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным. Основной задачей музыкально коммуникативных игр является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей.
Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми
Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Музыка притягивает человека, и это является его естественной реакцией.
организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения некоторых условий:
- умения принимать детей такими, какие они есть;
- учета индивидуальности каждого ребёнка;
- умения принять любой выбор ребёнка;
- желания играть вместе с детьми;
- способности к импровизации в зависимости от обстоятельств;
- доброжелательное отношение к воспитанникам;
- умения идти в работе от потребностей ребёнка;
- поощрения инициативы детей.
Кроме того, необходимо знание психологических особенностей детей дошкольного возраста, детей с ОВЗ, которые всё чаще стали включаться в детские дошкольные коллективы.
В зависимости от используемых видов движений, музыкально-коммуникативные игры можно разделить на 4 группы:
-Игры-приветствия
-Игры массажи
-Игры с танцевальными движениями
-Игры с ритмическими движениями
Игры-приветствия «Доброе утро», «Здравствуйте», «Здравствуйте, ладошки», "Добрый день" легко усваиваются детьми, имеют несложный текст и простую мелодию. Они поднимают детям настроение, задают позитивный тон к восприятию музыки, улучшают эмоциональный климат на занятии. А также подготавливают детский голос к пению, помогают детям почувствовать безопасность и доброжелательность в коллективе. Ведь, попадая в новый коллектив, малыши испытывают очень большой стресс. Некоторым детям очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. Взрослые должны научить ребёнка играть вместе с другими детьми, воспитать потребность и способность к сотрудничеству, т. е. коммуникативным навыкам.
Игры-приветствия п помогают сосредоточить внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы.
Я применяю в работе следующие коммуникативные игры: «Дай ладошечку» - данная игра позволяет успешно адаптироваться ребёнку со взрослыми.
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
(музыкальный руководитель гладит малышей по ладошкам)
На, ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке. (далее ребенок гладит ладошки взрослого). Этот прием я применяю в начале и в конце занятия с малышами.
Игру «Плетень» использую на праздниках, где одна шеренга детей, напротив шеренга родителей. В этой игре много задач: слышать фразы, кланяться в соответствии с музыкой, исполнять русские народные танцевальные движения, опередить команду соперников.
Сюжетно-ролевая игра «Козочки и волк» А. И. Бурениной учит детей перевоплощаться, исполнять роли, взаимодействовать друг с другом, слышать изменения в музыке.
Музыкальные игры «Хитрый кот», «Медведь и дети», «Будь ловким», «Ищи», «Гори ясно» и др. способствуют развитию ловкости, музыкальной памяти, перевоплощению.
Игры с родителями на праздниках и развлечениях, такие как «Мотальщики», «Узнай по голосу», «Узнай ребенка», «Самый меткий» способствуют воспитанию дружеских отношений, взаимовыручке.
Игра А. И. Бурениной «Найди друга» нацелена на развитие отношений без слов, а только с помощью визуального договаривания. «Игры-массажи» "Дружок"построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый делает массаж под музыку.
Коммуникативные музыкальные игры – это умение согласовывать движения с музыкой, передавать в движениях характер музыки, реагировать на смену музыкальных частей произведения сменой движений, отмечать окончание звучания музыкальной пьесы, развитие динамического и ритмического слуха и совершенствование качества движений.
Коммуникативные игры можно использовать в разнообразных формах работы и на занятиях, и на праздниках для совместных игр для детей с родителями, или для детей разных возрастов на развлечении. На таких мероприятиях родители не только гости и зрители, но и активные исполнители и участники в играх вместе с детьми. Ещё одно важнейшее направление использование этой методики – это коррекционная работа с детьми. Поскольку является доступным для детей имеющие различную патологию развития (с проблемами нарушения эмоциональной сферы).
В своей работе я очень часто использую музыкальные коммуникативные игры Марины Басовой. Каждая её игра – это увлекательное путешествие по удивительному миру музыки. В песенке-игре «В лесу хорошо» у детей появляется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Одновременно закрепляются знания о средствах музыкальной выразительности, развивается чувство ритма. Дети знакомятся с музыкальными терминами: темп, тембр, ритм. Дети старшего возраста включаются в игру самостоятельно, выбирают музыкальные инструменты и играют на них в соответствии с сюжетом песни.
Эту песню можно использовать, гуляя по залу вместе с малышами, имитируя прогулку по лесу, заранее подготовив необходимые атрибуты и музыкальные инструменты, я сама исполняю песенку, играю на разных инструментах, озвучиваю того или иного жителя леса (кузнечики- трещотки, кукушка- дудочка, дятел-ложки) В данную игру можно играть с детьми на прогулке, а также использовать на утренниках и развлечениях.
С помощью музыкально-коммуникативной игры «Маленькая дудочка», знакомлю детей с понятиями «грустно» и «весело», учу детей различать мажор, минор, развиваю тембровый слух, знакомлю с музыкальными инструментами.
В игре «Обнимашки» у детей формируется готовность общения со сверстниками, развивается позитивное самоощущение, дети легко вступают в контакт со сверстниками. У детей развивается умение петь, танцевать в паре, перестраиваться в хоровод. Основная задача музыкального руководителя выявить неконтактных детей и вовлечь их в игру, помочь им почувствовать себя более уверенно в кругу сверстников.
Музыкально-коммуникативная игра «Наши руки». Через движения и музыку эта песенка-игра способствует развитию мелкой моторики рук. С помощью этой игры формируются творческие способности детей, расширяется детский кругозор, формируются речевые навыки у детей.
Ритмическая композиция «Плюшевый медвежонок»- способствует снятию психического напряжения, коммуникативной робости, развивает эмоциональную отзывчивость на музыкальный образ.
Танец-игра со сменой партнёров снимает барьеры, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива.
Это игры «Веселые дети», «Озорные козлята», «Котята и барбос», «Угадай по голосу», «Разноцветная игра» развивает слух внимание дружеские от-ношения, используем в самостоятельной деятельности и на прогулке на празднике с родителями. Игра «Ищи» способствует проявлению дружелюбных отношений, применяем со сказочными героями и в самостоятельной деятельности.
Музыкально-коммуникативные игры развивают интерес и общительность, эмоциональное зрительное внимание, способствуют формированию уметь выбирать партнера, навыков согласованного взаимодействия.
Музыкально-коммуникативные игры формируют коммуникативные навыки, через вхождение в игровое взаимодействие.