Светлана СТЕЛЬМАХ
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с
хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и
музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений, а педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создавая благоприятные условия для их внедрения. Особенно эффективно проводить оздоровительную работу с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Ведь именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека, способствующим укреплению психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, через восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательную активность ребенка.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Опыт работы, практика
- Темочки
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используем современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить и с пользой для здоровья. Например, начинаем каждое музыкальное занятие с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен совмещаем с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед разучиванием и исполнением песен зачастую занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Так в речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
В музыкальной деятельности постоянно используем пальчиковые игры, которые проводим чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождая показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.
Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного белорусского народного творчества.
Упражнение дыхательной гимнастики «Ладошки»
(по А. Н. Стрельниковой)
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
(На счёт «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Пальчиковая игра «Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Пальчиковая игра "Ежик"
Ежик маленький замерз,
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело —
Ежик развернулся!
Прижмите пальцы — ежик
убрал иголки.
Выпрямите пальцы — ежик
показал колючки.
Игра «Барабанчики»
Цель: Развивать движения кистей рук, скорость движения пальцев.
Ход игры: Садимся с малышами за стол и предлогаем поиграть в игру «Барабанчики». Кладем руки на стол и показываем детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук:
Вот палочки-пальчики - гремят барабанчики!
Предлогаем малышам повторить движения. Затем можно устроить соревнования на самый громкий барабан. В последующем предлагаем детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы.
Фонопедическая игра
"Осенние листья»
Тишина в лесу стоит
Еле слышно лист шуршит –
Ш-ш-ш. (дети поднимают руки вверх и произносят тихо звук «ш»,
Ветер дунет сильней,
Листик зашуршит смелей
Ш-ш-ш – (произносят звук «ш» громко на продолжительном и ровном выдохе)
Снова ветер налетит,
Листик с веточки слетит.
П-п-п - (мягкими и точными движениями опускают руки и коротко и энергично произносят звук «п»)
Потанцует, попоет
И на землю упадет.
А-а-а – (вращают кистями рук, поднимают руки и опускают их, произнося звук «а» от самого верхнего до самого нижнего звука).
Фонопедическое упражнение "Метель"
Свистели метели, (Дети делают
glissando от низкого регистра к
верхнему на звук [у])
Летели снега, (Делают glissando ot
высокого регистра к низкому на звук
[о])
Стелила постели большая пурга.
(Делают glissando на звук [И] то вверх
то вниз, показывая высоту звука
рукой).
Стелила постели морозом она,
(Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога)
И было метелям всю ночь не до сна.
(То усиливают звук, разводя руки в
стороны, то затихают, приближая
ладони друг к другу, на одном дыхании
пропевая разные гласные).