МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Светлана СТЕЛЬМАХ
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с

хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и

музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений, а педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создавая благоприятные условия для их внедрения. Особенно эффективно проводить оздоровительную работу с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Ведь именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека, способствующим укреплению психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, через восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические  движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательную  активность ребенка.

Темочки:

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используем современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить и с пользой для здоровья. Например, начинаем каждое музыкальное занятие с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен совмещаем с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед разучиванием и исполнением песен зачастую занимаемся дыхательной, артикуляционной  гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Так в речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

В музыкальной деятельности постоянно используем пальчиковые игры, которые проводим чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождая показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.

Такие игры развивают речь ребенка, двигатель­ные качества, повышают координационные способности паль­цев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальце­вую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на ос­нове устного белорусского народного творчества.

Упражнение дыхательной гимнастики «Ладошки» 

(по А. Н. Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.  

(На счёт «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Пальчиковая игра «Весёлый человечек»

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю.  Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.

Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.  Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.

Руки я затем помою, Потирают ладони.

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.  Складывают пальцы в замок.

Пальчиковая игра "Ежик"

Ежик маленький замерз,  

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело —

Ежик развернулся! 

Прижмите пальцы — ежик  

убрал иголки.

Выпрямите пальцы — ежик

показал колючки.

Игра «Барабанчики»

Цель: Развивать движения кистей рук, скорость движения пальцев.

Ход игры: Садимся с малышами за стол и предлогаем поиграть в игру «Барабанчики». Кладем руки на стол и показываем детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук:

Вот палочки-пальчики - гремят барабанчики!

Предлогаем малышам повторить движения. Затем можно устроить соревнования на самый громкий барабан. В последующем предлагаем детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы.

Фонопедическая игра

"Осенние листья»

Тишина в лесу стоит

Еле слышно лист шуршит –

Ш-ш-ш.  (дети поднимают руки вверх и произносят тихо звук «ш»,

Ветер дунет сильней,

Листик зашуршит смелей

Ш-ш-ш – (произносят звук «ш» громко на продолжительном и ровном выдохе)

Снова ветер налетит,

Листик с веточки слетит.

П-п-п -  (мягкими и точными движениями опускают руки и коротко и энергично произносят звук «п»)

Потанцует, попоет

И на землю упадет.

А-а-а – (вращают кистями рук, поднимают руки и опускают их, произнося звук «а» от самого верхнего до самого нижнего звука).

Фонопедическое упражнение "Метель"

Свистели метели, (Дети делают

glissando от низкого регистра к

верхнему на звук [у])

Летели снега, (Делают glissando ot

высокого регистра к низкому на звук

[о])

Стелила постели большая пурга.

(Делают glissando на звук [И] то вверх

то вниз, показывая высоту звука

рукой).

Стелила постели морозом она,

(Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога)

И было метелям всю ночь не до сна.

(То усиливают звук, разводя руки в

стороны, то затихают, приближая

ладони друг к другу, на одном дыхании

пропевая разные гласные).

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Опубликовано: 5 января 2025 в 10:49
+115Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана СТЕЛЬМАХ (УИ 1048840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД