коюшева анастасия
Музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Современная наука и практика говорит о том, что в младшем дошкольном возрасте успешно развиваются первоначальные музыкальные способности детей. Великий русский физиолог В. М. Бехтерев доказал, что музыка влияет на организм младенца, и он уже в первые месяцы начинает на нее реагировать. Поэтому, развитие музыкой ребенка необходимо начинать как можно раньше.
Публикация «Музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Игра – ведущий вид деятельности ребенка, источник радостных эмоций. Основное назначение музыкальных игр – это помочь детям активно войти в мир музыки. Ценность этих игр в том, что они доступны ребенку, они вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр малыши учатся различать музыкальные звуки по высоте, тембру, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха. На третьем году жизни музыкальный слух детей остается в основном интонационным, поскольку при условии плохого развития речи интонации (речевые и певческие) помогают ребенку выражать свое состояние. В результате дети учатся любить и понимать музыку. Для каждой игры характерным является наличие в ней обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и эстетично оформлены, соответствовать возрастным особенностям. Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности.
Игры для развития динамического слуха
«Мишка пляшет, мишка спит»
Цель: развитие динамического слуха, определять характер музыки (весёлая, грустная).
Игровой материал: картинки мишка танцует, мишка спит, звёзды с месяцем, солнышко. Музыкальные инструменты : свистульки, ложки.
Репертуар: ночь – «Спи мой мишка» Е. Тиличеева, День -Р. н. п. «Барыня»
Ход игры : в ходе слушания музыки дети определяют, что делает мишка. Соединяют картинки: мишка спит – месяц, мишка танцует– солнце. Затем играют на музыкальных инструментах.
«Разные капельки»
Игровой материал: капелька маленькая, капелька большая (на магните).
Репертуар: Е. Железнова «Тихо – громко».
Ход игры:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли капельки гулять.
Побежали по дорожке,
И попрыгали немножко. (Педагог прикрепляет на магнитную доску маленькую капельку.)
Маленькая капелька прыгает у нас,
Значит, музыка тихо звучит сейчас. (Звучит музыка тихо, то дети стучат одним пальчиком по ладошке, после чего вешает большую капельку.)
Если капелька большая прыгать начала,
То музыка, громко, звучит всегда. (Громкое звучание музыки- дети хлопают в ладоши)
Игры для развития тембрового слуха
«На чём играю?»
Игровой материал: ширма барабан и дудка.
Репертуар: «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова
Ход игры : Педагог предлагает детям отгадать, на чё м будет играть: на барабане или дудке. По звучанию музыкальной игрушки, которую только слышно (за ширмой, дети отгадывают. Кто первый отгадал, тот выходит и становится впереди. После чего педагог поёт попевку или проговораивает её в ритме. Дети имитируют игру на этих инструментах.
1 тема:
Заиграла дудка: «Я плясать пойду,
В пляс за мной, ребята, Ду-ду-ду!»
2 тема:
Барабан грохочет, Будто сильный гром:
«В лес за мной, ребята, Бом-бом-бом!»
«Колокольчики»
Цель: Научить детей различать громкое и тихое звучание.
Игровой материал: большой колокольчик, маленький колокольчик и их картинки.
Музыкальный репертуар : звук колокольчика.
Ход игры:
Педагог показывает большой и маленький колокольчик. Если большой звучит- громко если маленький – тихо.
1) Маленький колокольчик звенит,
Музыка его тихо звучит. (Педагог включает музыку тихо и играет на маленьком колокольчике.)
2) Если большой колокольчик звенит,
Музыка его громко звучит.
После, даёт детям маленькие колокольчики маленькие и большие, просит их поиграть на них громко, тихо. А потом всё под музыку. Если музыка звучит громко – большой, тихо – маленький.
2 вариант игры : для закрепления понятий тихо – громко.
Предлагает почитать стихотворение, после чего озвучить это всё колокольчиком (большим, маленьким)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Громко)
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. (Тихо)
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко. После этого задания предлагает найти: какой колокольчик зазвучал, маленький или большой. Если музыка звучит громко – карточка с большим колокольчиком. Если тихо – ребёнок показывает карточку с маленьким колокольчиком
Игры для развития звуковысотного слуха
«Что звучит?»
Цель: Определять звуки по высоте (до 1 октавы – до 2 октавы)
Игровой материал: картинки детских музыкальных инструментов.
Репертуар: запись звучания барабана и дудочки
Ход игры : Детям предлагается определить: что за инструмент звучит. А затем найти картинку, назвать его. После чего воспитатель поёт или проговаривает в ритме, дети имитируют игру на этих инструментах.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
Это дудочка моя.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
И на ней играю я.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
Мне совсем играть не лень.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
Развлекаюсь целый день.
2. Бум – бум, барабан,
Что за шум и тарарам,
Бум - бум барабан,
Просыпайтесь по утрам.
Бум - бум, барабан,
Раздаётся тут и там.
Бум – бум, барабан,
Шагать придётся чётко нам.
«Музыкальный паровозик»
Цель: развитие тембрового слуха
Игровой материал: картинка паровозик на магнитах, в вагончиках вырезанные большие окошки (туда вставляются картинки музыкальных инструментов).
Ход игры : воспитатель, показывает пособие «паровозик» и говорит им, что он не простой, а музыкальный.
Вот смотрите паровоз,
Он вагончики повёз.
Путь у него дальний,
Ведь паровозик музыкальный.
И предлагает детям отгадать, по картинке какой музыкальный инструмент он везёт, а затем послушать как он звучит. В другой раз воспитатель предлагает отгадать: какой инструмент везёт
Игры для развития ритмического слуха
«Резвые лошадки»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал: картинки: лошадка скачет, лошадка идёт. Клависы, деревянные ложки, кубики, колокольчики.
Музыкальный репертуар : «Резвые лошадки» А. Френкель
Ход игры : детям предлагается покататься на лошадках, но только нужно узнать, как она умеет скакать, слушают музыкальное произведение и определяют темп. А затем, с помощью музыкальных инструментов «катаются на лошадке» (медленно – ложки, быстро – колокольчики).
«Интересный кубик»
Цель: развитие ритмического слуха
Игровой материал: Ритмические кубики, бубенцы. Кубик, где на картинках животные (медведь медленно идёт, мышка – быстро бегает, слон – медленно шагает, черепаха – медленно ползёт птичка – быстро летает, лошадка – быстро скачет)
Репертуар: «Черепаха» К. Сен – Санс, «Воробушки» М. Красева, «Мишка» М. Раухвергера, «На слонах в Индии» А. Гедике, «Мышки» А. Жилинского.
Ход игры:
воспитатель показывает ребяткам кубик.
Кубик всех играть зовёт,
Он нам скажет, кто начнет!
Кидает его ребёнку, он смотрит на картинку и говорит: как животное двигается (быстро или медленно). Потом под музыку играют : если медленно- на кубиках, быстро – бубенцы.
Игры для развития навыков определять характер звучания музыки
«Киска»
Цель: определять средства музыкальной выразительности.
Игровой материал: карточки: киска грустная – весёлая, карточки с эмоциями.
Репертуар: «Весёлые скачки» Б. Можжевелова, «Осень» А. Арутюнова
Ход игры:
Киска грустная пришла,
Ей не дали молока. (Звучит грустная музыка, на доску воспитатель вешает картинку с грустным котиком.)
Накормили молочком,
кисонька поела,
Стало очень сытно ей,
она повеселела.
(Звучит весёлая музыка, на доску воспитатель вешает картинку с грустным котиком.) Потом детям предлагается, если музыка грустная, присаживаются и закрывают руками лицо, а если весёлая – прыгают.
«Курочка Ряба»
Игровой материал: картинки: радость – курочка Ряба, грусть - бабка и дедка
Репертуар: «Музыкальная табакерка» А. Лядов (радость, «Баба Яга» П. И Чайковский (испуг, «Грустная песенка» Калинникова (грусть)
Ход игры : дети вспоминают сказку, по мнемокартинкам. Дед и баба – плачут (грусть, Курочка Ряба снесла яичко- (радость). Когда яйцо разбилось, а мышка его разбила – (испуг).
Воспитатель показывает картинки и рассказывает эпизод из сказки, объясняя эмоции героев. Предлагает детям жестами и мимикой выразить эмоциональное состояние героев под музыку.
«Солнышко – тучка»
Цель: развитие умения определять характер музыки (весело – грустно).
Игровой материал: маски на голову солнышка, тучки. Карточки с тучкой и солнышком по количеству детей
Музыкальный репертуар : «Табакерка» А. Лядов, «Грустная песенка» В. Калинникова
Ход игры:
Если солнышко светит по утрам,
Дарит оно весёлое настроение нам.
А если тучка появилась вдруг,
Сразу грустно стало всем вокруг.
1 вариант игры :
Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением: грустно – тучка, весело – солнышко
2 вариант игры :
выбираются из детей «солнышко», «тучка», надеваются маски. Задача остальных детей : построить круг или у тучки, или у солнышка, какая зазвучит музыка. Педагог играет в бубен, все бегают по группе, только зазвучала музыка. Если музыка зазвучит весёлая, значит круг строят вокруг солнышка, если грустная- все строятся вокруг тучки.
Используемая литература.
Федорова Г. П. «Играем, танцуем, поем!» Методическое пособие. – СПб. «Детство - пресс»,2002.
Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».,
Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»., Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. – с. 65., Саморукова П. Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института. М: Просвещение 1983г., Ветлугина Наталья Алексеевна «Музыкальное развитие ребенка» М: Просвещение 1968г., Ветлугина Н. А. «Музыкально Дидактические игры для детей»., Дошкольное воспитание 1987г №12 5. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г., Комиссарова Л. Н., Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.