Марианна Ераскина
Музыкальное занятие «В поисках похищенных ноток» с использованием квест-технологий в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческих и музыкальных способностей детей во всех видах музыкальной деятельности посредством использования квест-технологий; закрепление полученных ранее знаний на основе игровых приемов.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
• Закрепить полученные ранее знания о музыкальных инструментах : умение классифицировать инструменты по группам;
Публикация «Музыкальное занятие „В поисках похищенных ноток“ с использованием квест-технологий в подготовительной группе» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные квесты для детей
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Ноты. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• Закрепить знание музыкальных произведений и их композиторов;
• Повторить жанры музыки, известные названия танцев;
• Познакомить с понятием «оркестр», видами оркестра
• Закрепить знание название нот;
• Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
• Развивать логическое и образное мышление
• Стимулировать познавательный интерес детей с помощью игровых приемов.
Речевое развитие:
• Развивать умение развернуто отвечать на вопросы;
• Учить выражаться правильными оборотами речи;
• Учить находить начальные слоги в словах;
• Учить считать количество слогов (на примере ритмослогов)
• Развивать умение описывать характер услышанной музыки.
Социально-коммуникативное развитие:
• Побуждать к проявлению инициативы;
• Способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах.
• воспитывать умение самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результата;
• учиться активно высказывать свое мнение;
• приучать работать в команде;
• воспитывать желание прийти на помощь, сделать что-либо полезное;
• поощрять игровые навыки.
Физическое развитие:
• учить соотносить движения со словами;
• стимулировать интерес к двигательной активности;
• Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, фантазии, импровизации;
• развивать пластику движений в танцах;
Художественно-эстетическое развитие:
• Развивать: фонематический слух, динамический слух, чувство ритма;
• Учить определять музыкальный инструмент на слух, узнавать его на картинке;
• Развивать музыкальное восприятие : учить соотносить музыкальное произведение и художественный образ; определять настроение музыки;
• Учить передавать музыкальные образы в движении;
• Закреплять элементарные навыки музицирования (игра на детских музыкальных инструментах) соло и в оркестре.
• закреплять вокально-певческие навыки.
Материалы и оборудование: изображение нотного стана с пропущенными местами для нот; видеозапись «Обращение Скуки», карта с изображением Музыкальной страны; картинки и с изображениями дудочки, клавесин, мандолины, тубы, Буратино, Мальвины, Карабаса, Пьеро; атрибуты сказочных героев: колпак Буратино, борода и цилиндр Карабаса, голубой парик Мальвины, белая рубаха с широкими рукавами для Пьеро; разрезные картинки музыкальных инструментов (пазлы) : картинки с изображением длительностей нот; схема ритмического рисунка песни «Маленькой елочке» на листе ватмана А3; стеклянный (хрустальный) бокал, треугольник, 2 чашки, металлофон,деревянные ложки, ударные тарелочки, баночки с крупой, маракасы; колпачки гномов, кивера солдатиков, белые крылья, цветочные венки; предметы с названиями нот: домино, ремень, мишка плюшевый, факел, баночка с надписью «Соль», лягушка, сирень; смайлики веселые и грустные; проектор, экран, компьютер, музыкальный
центр,
Репертуар: песня «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. Марка Минкова; песня «7 нот» Юрия Вирижнякова; отрывки из музыкальных произведений : Григ «В пещере горного короля», Бах «Фуга ре-минор», Штраус полька «Розамунда», Паганини «Каприс», Бах «Шутка», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Марш солдатиков» Чайковского; презентация музыкально-дидактической игры с триггерами «Три кита»
Подготовительная работа :
• беседы: «Какие бывают инструменты», «Оркестр – что это?», «Мир балета», «Звуки вокруг нас»
• НОД :«Пусть всегда звучит музыка», «Чайковского повсюду знают», «Беседы у рояля».
• музыкально-дидактические игры –презентации с триггерами» :
a) На определение длительностей нот и развитие чувства ритма: «Летние чудеса», «Веселые матрешки», «Осенние чудеса», «Петушок, курица и цыпленок», «Про армию», «Про космос», «Что такое пауза»
b) На определение музыкальных инструментов : «Марш-оркестр», «Помоги журналисту», «Помоги фотографу», «Репетиция оркестра», «Рассказ музыкального инструмента», «Что лишнее»
c) На определение жанров и стилей музыки : «Золушкины платья», «Музыка друзей», «Почта» «Песня, танец, марш», «Что делают в домике»
• Разучивание физкультминутки «Кораблик»
• Разучивание песен: «Дорогою добра» Энтина и Минкина, «7 нот» Ю. Вирижнякова;
• Разучивание танцев» : «Буратино», «Вальс»;
Ход занятия:
(дети входят зал)
Педагог Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Давайте возьмемся с вами за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь своим настроением с друзьями. А теперь повторяйте вместе со мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в сторону)
А теперь, когда вы своим прекрасным настроением поделились с друзьями, я приглашаю вас всех к своему волшебному пианино, ведь я приготовила для вас сюрприз. (ведет детей к выключенному пианино, на пюпитре которого приклеен лист бумаги с нотным станом и пропущенными местами для нот). Как же так? Только сегодня я хотела познакомить вас со своими друзьями – волшебными нотками, которые могут научить петь любого, и вот они исчезли. ( рядом лежит флешка и записка: Включите меня). Что это за шутки, ладно, посмотрим: вставляет флешку, на экране появляется видеозапись «Обращение Скуки»
Что, тихо? Скучно? Тоскливо без ваших горластых ноток? Теперь так и будет.
Еще бы не тоскливо, еще бы не тихо. Ведь власть на этой планете захватила самая тоскливая из тоскливейших, самая скучнейшая из скучнейших, самая занудливая из занудливых, а именно – Я!
Вед. Да кто же вы такая?
Скука (поет) (на мотив «Говорят мы бяки, буки» из «Бременских музыкантов» :
А я бука. а я скука
Вам меня не одолеть
Проглочу все ваши звуки
И не сможете вы петь
Ой ля-ля (и т. д.
Заперла все ваши звуки
Под волшебный, под замок
Оставаться вам со скукой
Коль не знаете урок
Ой-ля-ля (и т. д.)
Ваши волшебные нотки я разбросала в самых дальних островах Музыкальной страны. На свою беду и на вашу радость, в спешке, я оставила у вас карту с указанием мест, где я спрятала нотки. Но без выполнения заданий на этих островах нотки к вам все равно не вернутся. Так что вы навсегда останетесь скучными и непоющими ребятишками. Ха-ха-ха!
Педагог (находит карту) Да, ребята, действительно, вот карта. 7 нот – 7 островков. Но выбора у нас нет. Отправимся искать похищенные нотки? А что нам поможет в дороге? (дети отвечают –верная дружба и добрая песня) Верно, тогда, отряд, стройся! Шагом марш, песню запевай!
(дети маршируя по залу, поют песню «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой
Куда по свету белому отправиться с утра
Иди за солнцем следом, ведь этот путь неведом
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра
Оставь свои заботы, падения и взлеты
Не хнычь, когда судьба ведет себя не как сестра
Но если с другом худо, не уповай на чудо
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра
А сколько будет разныхъ сомнений и соблазнов
Не забывай, что эта жизнь порой не как игра
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди мой ДРУГ, ВСЕГДА ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА.
Педагог А вот и наш первый пункт назначения. На карте он называется Остров кукол. Ребята, а в какой известной сказке есть театр кукол? (дети – «Золотой ключик») Назовите, пожалуйста, героев этой сказки. Молодцы, ведь наше первое задание связано именно с этой сказкой. (на магнитную доску выкладываются картинки Буратино, Мальвины, Карабаса и Пьеро, рядом на столике – картинки музыкальных инструментов – дудочки, тубы, клавесина и мандолины. Дети определяют, какой инструмент какому герою принадлежит. Называют, к какому классу принадлежат инструменты – 2 к духовым, 1- клавишный и 1 – струнный. 4 детям надевают атрибуты героев – колпак Буратино, борода и цилиндр Карабаса, голубой парик Мальвины, накидка с рукавами Пьеро. Поочередно включается партия тубы, дудочки, флейты и мандолины. Переодетые герои двигаются под свою музыку, остальные дети изображают в пантомиме игру на этом музыкальном инструменте.).
Педагог Вот наши куклы ожили и повеселели. А чтобы и всем нам стало весело, предлагаю вам станцевать.
(танец «Буратино»)
Ну что ж, ребята, мы оживили кукол, и к нам вернулась одна нотка. Давайте ее вернем на место. (наклеивают нотку на первое свободное место)
Следующая наша остановка – Остров забытых музыкальных инструментов. Забытых, потому что жители этого острова давно забыли, какие бывают инструменты, и как они звучат. Надеюсь, что мы им поможем. А для этого, предлагаю вам разделиться на пары и собрать картинки музыкальных инструментов, которые спрятались в этих конвертах. (детям предлагается собрать картинки музыкальных инструментов из пазлов, назвать их, определить к какому типу относятся и при прослушивании назвать на слух инструмент, произведение и композитора. Предлагается: аккордеон – полька «Розамунда» Штрауса, флейта – Бах «Шутка», скрипка – «Каприс» Паганини, орган – Бах «Фуга ре минор».)
Педагог (достает из пятого конверта нотку) А вот и еще одна нотка, которую вы смогли вернуть вашими знаниями. Давайте водрузим ее на место (приклеивают нотку на рисунок)
Судя по карте, следующая наша остановка – остров Веселых ритмов. Чтобы выполнить задания этого острова, нам сначала нужно вспомнить: какой длительности бывают ноты ( дети отвечают: целая, половинная, четвертная, восьмая). Давайте их просчитаем – (педагог показывает рисунок целой ноты, дети считают: раз-и-два-и-три-и-четыре-и; половинная – раз-и-два-и, четвертная – раз-и,восьмая – раз).Молодцы, а теперь посмотрите, пожалуйста, на схему ритмического рисунка песни и постарайтесь прохлопать, а потом постараемся угадать, что же это за песенка). (показывает схему ритмического рисунка песни «Маленькой елочке». Дети просчитывают и прохлопывают песню. Затем педагог предлагает спеть первый куплет этой песни и одновременно прохлопать его).
Педагог Молодцы, ребята, теперь у нас целых 3 волшебных нотки. А вот путь к следующей нашей нотке, на остров Жанров музыки, лежит через океан. Поэтому приглашаю вас всех на корабль.
(выполняется физминутка «Кораблик»
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах
на раздутых парусах. (Руки на пояс и легким бегом)
Начался вдруг сильный шторм,
Прогремел на небе гром. (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался,
(Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
Педагог Ну что ж, вот мы и причалили на остров Жанров музыки. И хотелось бы у вас спросить, какие жанры музыки вам известны. (дети отвечают- марш, танец, песня). И я вам предлагаю задание-игру, которое и поможет нам вернуть еще одну нотку. (на проекторе игра-презентация с триггерами «Три кита». Слушая музыкальное произведение, дети говорят, к какому жанру оно относится). Одним из жанров музыки вы назвали танец. А какие танцы вам известны? ( перечисляют: вальс, полька, полонез, мазурка, менуэт, рок-н-ролл, самба и др.) Одним из прекраснейших танцев является вальс. И я предлагаю мальчикам пригласить девочек на прекрасный и вечный танец вальс.
(вальс «Сказки Венского леса»)
Педагог Спасибо всем за прекрасное исполнение танца. И возвращаем похищенную нотку на ее место. А вот наш следующий остров очень необычный. Он так и называется Остров необычных звуков. Дело в том. Что на этом острове рядом со звуками музыкальных инструментов живут звуки музыкальные, но не инструментов. И чтобы это показать, я предлагаю вам создать музыку к одной сказке. Для этого нам нужно вооружиться инструментами. (подводит их к столу, где рядом располагаются: хрустальный бокал и треугольник, две чашки и металлофон, деревянные ложки, сковородка и ударные тарелки, баночка с крупой и маракасы)
ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел.
(ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ)
«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.
(ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН)
«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки
и сыграли что-то весёлое.
(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:
(БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ)
«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.
(КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН)
«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:
(СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос.
Замечательная музыкальная сказка у нас получилась, настоящий оркестр. А какие виды оркестров вы знаете? (симфонический, эстрадный, народный). А кто главный в оркестре? (Дирижер. Он управляет оркестром, и музыканты играют слаженно). А давайте и мы с вами станем маленьким оркестром, а я буду вашим дирижером. (включается фонограмма песни «Посею лебеду на берегу». Дети по указке педагога подыгрывают свою партию.)
Педагог Замечательный у нас получился оркестр и мы получаем свою заслуженную нотку. А впереди у нас Остров живых картин. Для начала я предлагаю вам выбрать себе соответствующую одежду, на этом острове нельзя появляться в обычной одежде. (дети выбирают себе колпачки гномов,киверы солдатиков, цветочный венки и лебединые крылья). В соответствии с музыкой, которую вы слышите, оживают и ваши картинки Вы должны оживить картинки, передать в движениях образы разных персонажей, в соответствии с характером музыки, а затем назвать произведение и композитора. (звучат «В пещере горного короля» Грига, вальс цветов из «Щелкунчика», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Марш солдатиков» Чайковского. Дети последовательно выполняют задания).
Педагог Молодцы, ребята, вы оживили картины и теперь нам осталось добыть последнюю нотку. На карте я вижу почему-то указан сундук. Надо нам его найти. (Находят в зале сундучок с различными предметами – 7 из них начинаются с названий нот –домино, ремень, мишка плюшевый, факел, соль, лягушка, сирень). А вот и задание: выбрать из предметов только те, в которых спрятались названия нот и построить звукоряд.)
(игра «Найди нотки»)
(дети выполняют задание, выстраиваются по порядку звукоряда)
Педагог Вот теперь все нотки в сборе (приклеивает нотку на место).
При солнце звучат, и звучат при луне
Чудесные песни в волшебной стране
О дружбе, о радости, о чудесах
Поют их семь нот в музыкальных часах
И я вас уверяю: с помощью волшебных нот и вы поете чудесно. Предлагаю вам спеть песню о наших волшебных нотах.
(песня «7 нот»)
Знают это все давным-давно
Что семерка важное число
7 цветов у радуги и в музыке 7 нот
Тот кто эти ноты знает,
Их всегда поет
Пр. До соль ми соль в небо летят
Си соль фа ре звонко звенят
Ля ля ля ля ля ля си соль соль ми до
Всем нам знакомы давно
Птицы их на крыльях там и тут
По планете радостно несут
Месяц ноты разучил
И звездам песню подарил
Утром солнцу спозаранку все ее поют
Пр.
Педагог Ну что ж, ребята, мы сегодня сделали очень хорошее и доброе дело. Какое? (ответы детей) А еще мы с вами в нашем путешествии вспомнили все, что знали о музыкальной стране. Но самое главное: мы поняли, что с музыкой жить не только веселей, но и интересней. А сейчас я хочу, чтобы вы себе на память выбрали нотки со смайликами. Если вам понравилось наше путешествие, выбирайте улыбающийся, веселый смайлик. Если же нет, - хмурый, грустный. (дети выбирают смайлики). До новых встреч в музыкальной стране!