Инна Халаадаеваa
Музыкальное занятие-путешествие «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к открытому занятию
Старшая группа (возраст 5 лет)
Музыкальный руководитель : Халаадаева Инна Владимировна
Реализуемая образовательная программа МБДОУ д/с «Теремок» с. Александров Гай разработана на основании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Музыкальное занятие-путешествие „Учимся, играя“» размещена в разделах
Занятие проходит в игровой форме и построено на частой смене видов деятельности: это обеспечивает комплексный подход, динамику продвижения и постоянный интерес детей.
Особенное внимание уделяется развитию музыкального слуха и чувства ритма. Для достижения этой цели используются различные формы деятельности:
1. Пение
- развитие голоса
- работа над правильным дыханием.
2. Слушание музыки
- знакомство с разными музыкальными жанрами
- приобщение к музыкальной культуре
- воспитание музыкального вкуса и слушательской культуры
3. Игра на музыкальных инструментах
- развитие чувства ритма
4. Подвижные игры
- развитие творчества и фантазии в игре
- работа над социальной адаптацией: выработка слаженности действий в коллективе
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста основ музыкальной грамоты, в единстве с развитием музыкальных и творческих способностей, воспитанием эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
-Образовательные (Закрепить у детей знания музыкальных терминов : «упражнять детей в различении ритмических рисунков; знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой, слышать начало и конец музыкальной фразы)
-Развивающие (Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей; развивать у детей ритмическое восприятие;
развивать координацию, переключаемость движений.
-Воспитательные (Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера и устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом).
Тип урока: обобщение, повторение, разучивание.
Оборудование:
- народные инструменты (деревянные ложки)
-дидактический материал (карточки, бабочки из фумеранга, цветочки)
Технические средства обучения:
-аудиозапись музыки
- Интерактивная доска с магнитной поверхностью
- мультимедиа проектор
-фортепианно
Этапы занятия :
- организационный;
- актуализация опорных знаний (вступительное слово музыкального руководителя);
- выполнение воспитанниками индивидуальных и групповых заданий;
- знакомство с новым музыкальным понятием;
- подведение итогов.
При планировании типа занятия и его структуры были учтены индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей, объем учебного материала, формы работы.
На занятии были реализованы следующие методы и приё мы:
Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.
Наглядные: слайдовые фрагменты.
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп занятия были оптимальными.
В течение всего времени виды деятельности детей менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления воспитанников. Удалось реализовать цель и поставленные задачи.
Завершающим этапом занятия-путешествия было, подведение итогов, комментирование деятельности непосредственно детьми, вручение «сладких поощрений».
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Какой у вас красивый и уютный детский садик. А как он называется? Здорово! Мне у вас очень нравится! Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы любите музыку? А что же можно делать под музыку? Какие вы молодцы! Музыку вы любите, и играть значит, то же любите? Я то же люблю, поэтому предлагаю вам отправиться со мной в волшебное путешествие по музыкальной стране. Вы согласны? Замечательно! Ну а чтобы наше путешествие стало интересней, предлагаю вам встать возле своих стульчиков, покружиться и в зайчиков превратиться.
Дети встают возле стульев, под волшебную музыку кружатся. Затем звучит смена композиции и воспитанники вместе с музыкальным руководителем в припрыжку (изображая зайчат) прыгают до указанного места.
Ой, ребята, посмотрите, где это мы с вами оказались? Что это висит на дереве? (ответы детей) Обратите внимание, на яблочках изображены смайлики. Но они все разные, да? (ответы детей) Есть смайлики весёлые, а есть грустные. Ребята, мы же с вами в волшебной стране, поэтому здесь всё случается. А дерево это – дерево настроения. Вы, ребята присядьте возле дерева. Скажите мне ребята, какое у вас сейчас настроение? А вы знаете, что у музыки то же есть настроение? Бывает весёлое настроение, а бывает и грустное. А чтобы узнать, как определить музыкальное настроение, давайте поиграем! Каждому из вас я сейчас раздам карточки. Что на них изображено? (ответы детей) я сейчас буду исполнять на пианино музыку А вы должны будете определить какое настроение у этой мелодии. Если музыка звучит весёлая, значит, вы мне покажите карточку с изображением, чего? (ответы детей) Правильно, солнышко. А если мелодия звучит грустная, значит вы мне покажете карточку с изображением (ответы Детей) Правильно тучки. Вы готовы? Ну, тогда начинаем.
Проводится музыкальная игра, где музыкальный руководитель исполняет небольшие отрывки из детских музыкальных произведений. Дети угадывают характер исполненной мелодии.
Какие вы, умнички! Путешествие пора продолжать. Нас ждёт ещё очень много нового и интересного! Все ребята покружились и в мишек превратились.
Дети под волшебную музыку кружатся. Затем звучит смена композиции и воспитанники вместе с музыкальным руководителем вразвалочку
(изображая мишек) идут до указанного места.
Ребята, посмотрите, какая то лужайка, а на ней, что? (ответы детей) Правильно малина. Ребята, а вам не кажется, что под ягодами что – то спрятано? Давайте посмотрим (музыкальный руководитель вместе с детьми приподнимает ягодки, под которыми лежит изображение нот) Ой, ребята так это нотная полянка. Посмотрите, как много здесь нот! И все они очень рады, что мы пришли к ним в гости, очень просят нас спеть им песенку. Споём? А песенка у нас будет с весёлым настроением, согласны, ребята? Я сейчас буду петь. А вы за мной повторять. Попробуем?
Музыкальный руководитель исполняет песню «Воробей- простачок». Песня исполняется по одной строчке, следом дети повторяют, что исполнил музыкальный руководитель.
Вот, хорошо! Вы такие молодцы! Так красиво исполнили песенку. А наше волшебное путешествие продолжается. И мы с вами снова покружились и в пингвинов превратились.
Дети под волшебную музыку кружатся. Затем звучит смена композиции и воспитанники вместе с музыкальным руководителем, слегка раскачиваясь
(изображая пингвинов) идут до указанного места.
Ой, как странно. Мы пришли к своим стульчикам. Может мы заблудились?
Звучит музыка. В зал заходит нотка. Осматривает всё вокруг.
Нота: - Здравствуйте, ребята.
Я нотка голосистая, весёлая, игристая.
Люблю с ребятами играть, веселиться, не скучать.
Муз. Рук. : Ребята, так это же нотка к нам в гости пришла.
Нотка, а мы с ребятами путешествуем по волшебной музыкальной стране и узнаём много нового и интересного.
Нота: Это очень интересно. Ребята, а вы знаете. Что любая мелодия состоит из звуков. А звуки бывают разные: длинные и короткие.
Муз. Рук. : а давайте вместе поиграем со звуками? (ответы детей)
У меня в руке кружочки. Большой кружок будет длинным звуком, а маленький – коротким.
На стол раскладываются 4 больших кружочка, и демонстрируется, как их нужно простучать. Затем музыкальный руководитель просит кого - нибудь из детей повторить. После, на стол раскладываются 4 маленьких кружочка, и так же демонстрируется, как их нужно простучать. Дети повторяют.
А сейчас я предлагаю всем вместе поиграть в музыкальную игру.
Применение ИКТ
Нота: Какие вы все молодцы! Как здорово у вас получилось!
Только мне пора бежать, дальше петь и танцевать.
До свидания, ребята (дети прощаются с ноткой).
Ну а мы, ребята, с вами снова встали, покружились и в бабочек превратились.
Посмотрите, ребята, мы с вами оказались на цветочной поляне. Ну, ка скорей к цветочку любому подойдите и возле него вы отдохните.
Путешествуя сегодня по волшебной музыкальной стране, мы с вами многое узнали. Давайте вспомним (дети проговаривают, с помощью музыкального руководителя, с чем они сегодня познакомились) а теперь, я предлагаю вам взять бабочку. Которая сидит на вашем цветочке, примерить её на свой указательный пальчик и понарошку полетать (звучит музыка, дети вместе с музыкальным руководителем изображают полёт бабочки рукой)
На этом, ребята, наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? Мне то же очень весело с вами было. Мне очень хочется, чтобы вы надолго запомнили наше с вами волшебное путешествие, поэтому я приготовила вам сладкий сюрприз (вручение сладких гостинцев).
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155
2. Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. -М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010- 71с.
3. Виноградов, Лев Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М. : Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011- 160с.
4. Гусева С. И., Путешествие в музыкальную страну. Музыкальная азбука. Творческая тетрадь для детей с наклейками. Изд. 2-е. - Ростов н/ Д: Феникс,2018- 22с.
5. Гусева С. И., Путешествие в музыкальную страну. Мелодия и ритм. Творческая тетрадь для детей с наклейками. Ростов н/ Д: Феникс,2019- 22с.
6. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е. А. Дубровская. - М. : Просвещение, 2013- 48с.
7. Замураева О. В., Развиваем музыкальный и ритмический слух. Изд. 2-е. - Ростов н/ Д: Феникс,2015- 93с.
8. https://infourok.ru/muzykalno-didakticheskaya-igra-ugadaj-zhanr-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-4208213.html
9. https://educontest.net/ru/336530/%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%8B/
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie