Наталья Глызина
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием адаптированной Т. Э. Тютюнниковой технологии
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей.
Задачи: расширять знания о долгих и коротких звуках; учить озвучивать тексты и создавать ритмические модели звучащими жестами; закреплять умение исполнять ритмический рисунок жестами и при помощи шумовых и музыкальных инструментов. Развивать слуховое внимание, чувство ритма; продолжать развивать способность к импровизации; продолжать развивать навыки позитивного общения и сотрудничества в группе. Воспитывать интерес к музыкальной культуре других народов, музыкально-творческой деятельности.
Публикация «Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием адаптированной Т, Э, Тютюнниковой технологии» размещена в разделах
Материалы и оборудование: веревочка, удочка, шапочка «Крокодила», музыкальные инструменты).
Ход
- Дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня на нашем музыкальном занятии. А поприветствую я вас необычно. Послушайте ритм моих хлопков («Здрав-ствуй-те-ре-бя-та»-ритм произвольный).
-Сможем повторить? (2-3задания)
- А теперь попробуйте придумать ритмический рисунок на свое имя (Даша, Саша)
1. Упражнение из цикла «Звучащие жесты» - «Повтори».
(Дети с помощью хлопков в ладоши и шлепков по коленям произносят свое имя, а затем с усложняют жесты, добавляя соответствующие движения, произнося свое имя - ласково. (Даша – Дашенька, Саша – Сашенька)
-На чем мы играли? В музыке эта техника называется «Звучащие жесты».
-Из чего состоит ритмический рисунок? (из долгих и коротких звуков)
Дидактическая игра на фланелеграфе «Составь ритм»
- Ребята, мы не случайно вспомнили о ритме. Ведь мне пришло тревожное письмо, которое я могу вам зачитать. Хотите узнать, о чем оно?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам фея Музыки. Путешествуя по всему миру, Его Величество Король Ритм потерял свои долгие и короткие звуки, (длительности) которые он использует в музыке. В нашем музыкальном королевстве происходит беспорядок. Мы не можем ни петь, ни танцевать, ни играть….Помогите нам, пожалуйста, найдите составляющие части ритма, короткие и длинные звуки!».
- Ребята, вы хотите помочь фее Музыки и Королю Ритму?
-Что я вижу! Здесь подсказка. Фея Музыки нам отправила карту путешествия Короля Ритма, на которой обозначены страны, в которых он побывал! Давайте посмотрим на карту и назовем эти страны.
Слайд№1
- Что нам надо сделать, чтобы побывать в другой стране? На чем можно путешествовать? А в сказке, как можно попасть в другие страны? На чем можно отправиться в путь под эту музыку?
Звучит песня «Облака» В. Шаинского.
- Ой вы, ветры-ветерочки!
Нас на облачко садите,
В дальние страны отнесите!
- Интересно, куда же мы прибыли? А подскажет нам загадка.
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно,
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит (крокодил). Где обитает много крокодилов? (В Африке) Слайд№2
А вы боитесь крокодилов? (ответы детей).
Если вы смелые, тогда я предлагаю вам поиграть в игру с крокодилом.
2. Упражнение из цикла «Звучащие жесты» «Играем и декламируем»
«Кроко, Роко, Коко, Дил» слова В. Орлова
Крокодила звали Кроко, звали Роко, Кокодил.
Он у речки одиноко рыбу удочкой удил.
Ну и Кроко! Крококо! Ну и Роко! Рококо!
Ну и Коко! Кокодил. Рыбу удочкой удил!
Озвучиваем «звучащими жестами», играем в вопрос ответ и затем предлагаю взять инструменты и проиграть ритм.
- Дети, а из какого ритмического рисунка состояла наша «дразнилка» Крокодила? Какие здесь присутствуют звуки: короткие или длинные?
- Ребята, посмотрите на горячем желтом песке что-то лежит. Так это же потерянный звук! Как вы думаете, он короткий или длинный? (М. Р. размещает знак на фланелеграфе)
- Нам пора прощаться с жаркой Африкой и крокодилом. А поможет нам песня «Лодочка».
Дети с помощью взрослого из верёвок на полу складывают контур лодки, в которую садятся.
На мотив финской народной песни «Лодочка»
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
Далеко плывем с тобою,
Страны новые откроем.
-А тем временем, мы прибыли с вами в Канаду, которая находится в Северной Америке. Давайте отыщем эту страну на карте.
- Ребята, посмотрите, на берегу лежит потерянный Королем, длинный звук! (М. Р. размещает его на фланелеграфе)
Слайд№3
- Жители этой страны большие любители игр и разных затей.
Давайте и мы с вами поиграем в игру, которую придумали жители Канады.
3. Упражнение из цикла «Звучащие жесты» речевая коммуникативная игра «Кто взял ключи от буфета» (текст сопровождается шлепками и хлопками, при повторении с подключением треугольника, ложек и барабана)
Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты?
- Оля взяла!
- Кто? Я?
- Да, ты.
- Я не брала!
- А кто? (называется имя следующего участника) - (дети должны быстро реагировать на свое имя)
- Нет здесь ключей от буфета.
Все вместе: А мыши доели на полке конфеты.
Зум-зум- зум-зум – стих спор и шум. Бум!
- Что мы видим? На полке буфета знак Ритма. По длительности это знак короткий или длинный? (Короткий. М. Р. выкладывает его на фланелеграфе).
- Наше путешествие продолжается! Летим дальше! Мы приземлились во Франции. Давайте посмотрим, где на карте расположилась эта страна.
Слайд№4
-А вот и Париж- столица Франции. Каждый год сюда съезжается много туристов, чтобы прогуляться по красивым улицам, послушать живую музыку, полюбоваться картинами местных художников. Предлагаю Вам превратиться в художников и музыкантов. Но для начала давайте познакомимся с волшебной музыкой Франции.
Слушание пьесы «Вальс» Л. Делиба.
- Ребята, как называется пьеса, отрывок которой вы услышали? Что такое вальс? Что означает это слово на французском языке?
- А сейчас мальчики превратятся в музыкантов, а девочки в художниц. Мальчики будут играть в оркестре. Возьмите для игры колокольчики, бубенцы и коробочки. Девочки будут рисовать картины. Вместо кистей у вас будут бумажные ленточки.
Импровизация под звуки пьесы «Вальс» Л. Делиба
- А вот и сюрприз, в ритме вальса кружась, наша длительность нашлась…да не одна, а целых 3долгих звука. Давайте их прохлопаем. На ритм какого танца они похожи? (поместить на фланелеграф)
- Ребята, давайте посмотрим на карту. Судя по ней, мы уже посетили все обозначенные страны. А это значит, что нам пора возвращаться домой. Скажите, как называется наша страна?
Слайд№5
А мы живем в России!
У нас леса густые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые!
Звучит русская народная мелодия «Калинка»
Ребята, как называется это произведение? Как мы можем ее исполнить? (в оркестре)
Исполнение р. н. п. «Калинка» на детских музыкальных инструментах
- Вы так слаженно и красиво играли! Как вы думаете, сможем ли мы исполнить эту мелодию с помощью звучащих жестов?
4. Упражнение из цикла «Звучащие жесты» «Импровизация».
- Ребята, на фланелеграфе вы видите все длительности, которые мы нашли во время нашего путешествия. Посмотрите, здесь все длительности, которые мы нашли в нашем путешествии. Ребята, а вы сможете получившийся на фланелеграфе ритм, исполнить с помощью «Звучащих жестов»? С какими жестами мы сегодня познакомились? Какие жесты вы будите использовать?
- Молодцы! А сейчас мы соберем все, найденные нами звуки и оправим их Фее Музыки заказным письмом. В конверт со звуками мы можем вложить небольшое письмо. О чем вы хотели бы написать? А также мы обязательно отметим, что потерянные Ритмом длительности помогли нам в музицировании.
- Ребята, в какой стране вам больше всего понравилось? Почему? В какие игры вы хотели бы поиграть на следующем занятии?
- Вы помогли Королю Ритму найти свои короткие и длинные звуки! И, конечно же, в королевстве Музыки опять будет царствовать созвучие и гармония. А Король Ритм будет звучать самыми яркими слаженными ритмами! В мире много стран, и у каждого народа свой язык, услышав который мы не сможем понять, о чем говорят люди. Но самое главное, у нас есть общий язык – язык Музыки. И все страны мира умеют говорить на этом языке. И я рада, что в этом языке есть и наша с вами нота, наш голос, наше движение, творчество, и наш Ритм!