Татьяна Александровна Коваленко
Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу по теме: “Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” строила исходя из коррекционно- развивающего направления детского сада –“ Коррекция речи детей имеющих речевые нарушения”.
Музыкальное развитие ребё нка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- ОНР, нарушение речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В конце ХIХ века начался этап экперементально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с речевыми нарушениями. Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.
Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Обогащать музыкальными впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
Развивать навыки во всех видах муз. деятельности: в пении, слушании, муз. - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
Коррекционные задачи.
Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.
Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов на музыкальных занятиях в работе с детьми с нарушением речи. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
В последнее десятилетие в нашем государстве принят ряд документов, определяющих концептуальные позиции дошкольного воспитания и образования.
В 1989 году утверждена новая “Концепция дошкольного воспитания”
( авторы: В. В. Давыдов, В. А. Петровский). В Концепции раскрыта сущность учебно-дисциплинарной и личностно ориентированной моделей воспитания, проанализировано соответствием последней гуманистической работы с детьми.
Важнейшее положение Концепции - признание самоценности дошкольного детства, его уникальности и особой значимости в становлении человека, формировании основ его личности. В 1991 году утверждено “ Временное положение о дошкольном учреждении ”, давшее возможность каждому дошкольному учреждению возможность выбора программ обучения и воспитания, внесения в них собственных корректив, использование разнообразных форм работы.
Право дошкольного образовательного учреждения на самостоятельный выбор вариативных программ, рекомендованных государственными органами управлениями, было закреплено в законе Российской Федерации “Об образовании” (1991г.) и в “Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении”(1995).
Альтернативой “Программе воспитания и обучения в детском саду”, которая до этого времени была единым государственным обязательным документов, выступили разнообразные инновационные программы, в которых акцентируется воспитательный потенциал музыкального искусства, связь развития музыкальности с целостным развитием личности ребёнка.
Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.