Юлия Шевцова
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Рассмотреть научно-теоретическую базу изучаемой проблемы.
2. Выявить особенности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести экспериментальное исследование в условиях логопедического пункта д /с № 23 г. о. Королев.
4. Разработать и провести логопедическую работу с целью коррекции нарушений речи выявленных на основании проведенного эксперимента и изученной литературы.
5. Провести контрольный эксперимент с целью определения результативности логопедической работы с дошкольниками.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Целью дипломной работы является поиск путей совершенствования логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Субъектом исследования были дошкольники старшего возраста д/с № 23 г. о. Королев.
Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи
• распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие;
• своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношение дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;
• учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;
• учет закономерностей развития детской речи в норме;
• взаимосвязанное формирование фонетико - фонематических и лексико - грамматических компонентов языка;
• дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;
• единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
• воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно - волевую сферу.
Основными задачами коррекционного обучения детей с ОНР III уровня являются:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование полноценной звуковой стороны;
• подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
• дальнейшее развитие связной речи.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Во время проведения констатирующего эксперимента дети экспериментальной группы показали следующие результаты. При выполнении первого задания они испытывали затруднения в дифференциации форм мужского и женского рода, например: помидор -красная, круглая, вкусная ; тыква – большой, желтый.
Во втором задании детям сложно было при образовании множественного числа существительных с окончанием - jя (дерево - деревья, стул - стулья). Ответы детей : деревы, стулы и т. д.
Выполняя третье задание, некоторые дети не понимали инструкцию: «скажем ласково». После дополнительной помощи «большой диван-маленький диванчик» все дети выполняли задание.
У детей возникли трудности при выполнении четвертого задания,где детям предлагалось согласовать количественные числительные 1,3,6 с существительными. Ответы детей : одна белка,три белок, шесть белка; один лось, три лось, шесть лось ; один лев, три лева, шесть левов.
С пятым заданием трудно было справиться четверым детям, так как они не дифференцируют предлоги над, под, а некоторые не всегда используют предлоги в, на, по, с (со). Например: Где лежит линейка?- Здесь.
Затруднения вызвало употребление падежных конструкций в задании № 6. Нет кого? Нет рысь, нет заяц.
По итогам констатирующего эксперимента мы смогли выявить уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня в контрольной и экспериментальной группах.
Результат и анализ контрольного эксперимента
При проведении контрольного эксперимента (после шестимесячного обучения в апреле 2018 года) нами была применена та же методика, что и в контрольном эксперименте, но с использованием другого наглядного и лексического материала.
Цель: согласование прилагательных с существительными. Наглядный материал: предметные картинки из серии «Одежда». Лексический материал: платье, шапка, шарф, юбка, рубашка, перчатки, брюки, кофта, плащ, шуба.
Задание: посмотрите на картинки, что изображено на них? Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое? - подбирая определение к каждой вещи.
Например: платье какое? Красивое, летнее, красное.
Цель: образование существительных множественного числа от существительных единственного числа именительного падежа. Наглядный материал: предметные картинки из серии «Один - много».
Лексический материал: кукла, мяч, перо, кубик, лопатка, ведро, стул, книга, ручка, карандаш.
Задание: измените эти слова по образцу ковш-ковши, стол-столы.
Цель: образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме при помощи суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки из серии «Животные», «Предметы».
Лексический материал: заяц, картошка, вилка, селедка, зеркало, кувшин, ёж, трава, зонт, апельсин.
Задание: назовите ласково. Например: медведь-медвежонок, лиса-лисичка.
Цель: Согласование числительных с существительными.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением посуды.
Лексический материал: тарелка, чашка, кастрюля, ложка, стакан, нож, бокал, чайник, вилка, кружка, половник.
Задание: назовите правильно.
Например: одна тарелка, две тарелки, шесть тарелок.
Цель: употребление существительных с предлогом в, на, по, под, над.
Наглядный материал: картинки-схемы соединенные стрелкой. Задание: вставьте нужное «маленькое слово» (предлог) в предложении.
Например: Мы едем. (в) трамвае, Орехи висят … (на) ветке, Машина едет. (по) шоссе, Рыба плавает … (под) водой, Полка висит … (над) столом.
При проведении контрольного эксперимента (после шестимесячного обучения в апреле 2018 года) нами была применена та же методика, что и в контрольном эксперименте, но с использованием другого наглядного и лексического материала.
Таким образом, проведенное мною экспериментальное исследование позволило выделить нарушение формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и провести коррекционное обучение.
После проведенной коррекционной работы по формированию грамматического строя речи имеются значительные сдвиги в преодолении общего недоразвития речи. Если на начало эксперимента дети испытывали значительные затруднения при выполнении заданий, то после проведенной работы, в ходе контрольного эксперимента мы видим, что показатели экспериментальной группы приблизились к показателям контрольной группы.
Имеющиеся затруднения могут быть преодолены в результате последующей целенаправленной логопедической работы, которая рассчитана на два года и обеспечивает овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, фонетической лексикой родного языка, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.