Анна Стецко
Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования.
О. Н. Егорушкина МАДОУ «Детский сад № 40 «Аленушка» общеразвивающего вида», Великий Новгород, ma_titova@mail. ru
Введение ФГОС ДО требует обновления содержания, музыкального развития, а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие», в том числе и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста. В рассмотрении вопроса об инновационных технологиях музыкального воспитания детей нас интересует метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей.
Публикация «Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования» размещена в разделах
В исследованиях Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования : музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Но метод наглядного моделирования с использованием мнемотехники в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста недостаточно изучен.
Поэтому, целью исследования моей работы является влияние использования мнемотехники на музыкальное развитие детей.
Мнемотехника-это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному. В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т. А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; В. П. Глухов- блок- квадратами; Т. В. Большева- коллажем.
Мы строим работу от простого к сложному. Начинается она с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2*2, и позже — к мнемотаблицам, которые чаще используем в качестве дидактического материала. В мнемотаблицу мы закладываем определенную информацию для формирования музыкально-слуховых певческих представлений, восприятия музыкально-ритмической культуры и исполнительской деятельности на музыкальных инструментах-игрушках. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании песен, потешек, закличек.
Процесс обучения детей с помощью мнемотаблиц проходит поэтапно:
Обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Беседы о музыкальном произведении, слушания музыки.
Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию конкретного музыкального произведения. Расшифровка символов, раскодирование информации.
Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.
Воспроизведение детьми музыкального произведения (песни, танца, музыкально-подвижной игры).
Проанализировав результаты мониторинга музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада в течении 2012-2013 и 2013-2014 годов мы пришли к выводу о положительной динамике музыкального развития детей.
Позитивные результаты развития детей :
-высокий уровень -увеличение составило-5%
-низкий уровень- -снижение составило —6%
В основном дети имеют средний уровень развития музыкальности : они с удовольствием слушают классическую музыку, обсуждают ее характер; проявляют интерес к музыкальным играм, активно участвуют в них; поют, стараясь чисто интонировать, четко проговаривая слова в песне; с желанием играют на детских музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок; танцуя в парах, в группе, с предметами, стараясь соотносить движения с ритмом музыкального произведения.
Положительная динамика музыкального развития детей обусловлена тесным сотрудничеством с воспитателями групп и эффективностью применения современных образовательных технологий и методик различной направленности музыкального воспитания и развития детей.
Таким образом, у ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного. Предвидение результата собственных действий; расширяется круг знаний об окружающем музыкальном мире; развивается наглядно-образное и логическое мышление; увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; снимаются внутренние зажимы и комплексы, что приводит к благоприятному эмоциональному настрою и повышению интереса детей к занятиям музыкой.
Литература
Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Спб Детство -Пресс 2000.
Большова Т. А. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2001.
Боровик Т. А. От слова к музыке. Речевые упражнения. Минск. Книжный дом, 1995.
Боровик Т А. Звуки, ритмы и слова. Минск. Книжный дом, 1999.
Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 3
Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2005.
Галянт И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО. М., Просвещение, 2005.
Давыдова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008 № 1.
Девятова Т. Н. Звук -волшебник. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., Линка -Пресс, 1998.
Доронина Н. А. Роль условно-схематических изображений в развитии образной памяти // Дошкольное воспитание, 1990 № 4.
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. М., Самиздат, 2007.
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., Просвещение, 1986.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., Просвещение, 1982.
Лебедева Н. А. Технология наглядного моделирования. Символическая деятельность // Дошкольное воспитание. 1990. № 4.
Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей // Логопед в детском саду. 2008. №4. с 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1990. №2.
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2004. № 6.
< Предыдущая Следующая >