Приложение МААМ

Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования

Анна Стецко
Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования.

О. Н. Егорушкина МАДОУ «Детский сад № 40 «Аленушка» общеразвивающего вида», Великий Новгород, ma_titova@mail. ru

Введение ФГОС ДО требует обновления содержания, музыкального развития, а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие», в том числе и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста. В рассмотрении вопроса об инновационных технологиях музыкального воспитания детей нас интересует метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей.

Публикация «Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования» размещена в разделах

В исследованиях Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования : музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Но метод наглядного моделирования с использованием мнемотехники в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста недостаточно изучен.

Поэтому, целью исследования моей работы является влияние использования мнемотехники на музыкальное развитие детей.

Мнемотехника-это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному. В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т. А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; В. П. Глухов- блок- квадратами; Т. В. Большева- коллажем.

Мы строим работу от простого к сложному. Начинается она с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2*2, и позже — к мнемотаблицам, которые чаще используем в качестве дидактического материала. В мнемотаблицу мы закладываем определенную информацию для формирования музыкально-слуховых певческих представлений, восприятия музыкально-ритмической культуры и исполнительской деятельности на музыкальных инструментах-игрушках. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании песен, потешек, закличек.

Процесс обучения детей с помощью мнемотаблиц проходит поэтапно:

Обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Беседы о музыкальном произведении, слушания музыки.

Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию конкретного музыкального произведения. Расшифровка символов, раскодирование информации.

Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.

Воспроизведение детьми музыкального произведения (песни, танца, музыкально-подвижной игры).

Проанализировав результаты мониторинга музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада в течении 2012-2013 и 2013-2014 годов мы пришли к выводу о положительной динамике музыкального развития детей.

Позитивные результаты развития детей :

-высокий уровень -увеличение составило-5%

-низкий уровень- -снижение составило —6%

В основном дети имеют средний уровень развития музыкальности : они с удовольствием слушают классическую музыку, обсуждают ее характер; проявляют интерес к музыкальным играм, активно участвуют в них; поют, стараясь чисто интонировать, четко проговаривая слова в песне; с желанием играют на детских музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок; танцуя в парах, в группе, с предметами, стараясь соотносить движения с ритмом музыкального произведения.

Положительная динамика музыкального развития детей обусловлена тесным сотрудничеством с воспитателями групп и эффективностью применения современных образовательных технологий и методик различной направленности музыкального воспитания и развития детей.

Таким образом, у ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного. Предвидение результата собственных действий; расширяется круг знаний об окружающем музыкальном мире; развивается наглядно-образное и логическое мышление; увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; снимаются внутренние зажимы и комплексы, что приводит к благоприятному эмоциональному настрою и повышению интереса детей к занятиям музыкой.

Литература

Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Спб Детство -Пресс 2000.

Большова Т. А. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2001.

Боровик Т. А. От слова к музыке. Речевые упражнения. Минск. Книжный дом, 1995.

Боровик Т А. Звуки, ритмы и слова. Минск. Книжный дом, 1999.

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 3

Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2005.

Галянт И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО. М., Просвещение, 2005.

Давыдова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008 № 1.

Девятова Т. Н. Звук -волшебник. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., Линка -Пресс, 1998.

Доронина Н. А. Роль условно-схематических изображений в развитии образной памяти // Дошкольное воспитание, 1990 № 4.

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. М., Самиздат, 2007.

Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., Просвещение, 1986.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., Просвещение, 1982.

Лебедева Н. А. Технология наглядного моделирования. Символическая деятельность // Дошкольное воспитание. 1990. № 4.

Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей // Логопед в детском саду. 2008. №4. с 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1990. №2.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2004. № 6.

< Предыдущая Следующая >

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 07:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Анна Стецко (УИ 2566392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД