Лидия Калачева
Музыкально-эстетическое воспитание в физическом развитии детей
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Сухиничского района Калужской области.
Музыкальный руководитель : Калачева Л. А.
Публикация «Музыкально-эстетическое воспитание в физическом развитии детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В педагогике с давних пор известны огромные возможности для воспитания души и тела, заложенные в синтезе музыки и движения. По мнению Платона: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков: он может быть выражен в двух положениях: «гимнастика для тела и музыка для души».
Возраст от трёх до семи лет - самый важный период для формирования жизнедеятельности растущего организма ребёнка. Реализовать эту задачу позволяют музыкально – ритмические движения. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому благотворно влияет на физическое развитие и здоровье детей. Известно, что здоровый ребёнок лучше приспосабливается к смене условий, лучше воспринимает предъявляемые ему требования, для этого использую «музыку и движение», как могучее средство воспитания и развития ребёнка. Моя цель воплощать в жизнь оздоровительные функции движений под музыку.
Музыкально – ритмические движения - это вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер и образы передаются в движениях. Эта деятельность доступна детям, начиная с раннего возраста. Она даёт выход повышенной двигательной энергии ребнка, создат у него ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, повышает творческий импульс. Ритмика закладывает наджный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребнка, для укрепления его здоровья, умения контролировать сво тело, положительно влияет не только на физическую подготовку, но и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции: память, внимание, мышление, речь
и воображение. Всё это поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности, таких как: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Основная задача ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов. Ритм – основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. По мнению швейцарского учёного Э. Ж. Далькроза ритм музыки и пластики объединяется в движении, такая деятельность приносит детям радость.
Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки. Регулярные занятия — это хорошая профилактика таких проблем, как вялая осанка, сколиоз и плоскостопие. У ребенка формируется правильная походка, развивается координация движений и пластика тела. Так же, такие занятия помогают выработать естественную грацию, гибкость, ловкость, пластичность, способность выражать чувства и эмоции через танец.
В процессе такой деятельности дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Ритмика предоставляет возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы научить общаться, выражать себя. Благодаря занятиям танцами дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. В музыкальные игры и музыкально - ритмические движения включены упражнения, способствующие развитию слуха и музыкальных способностей, упражнения, помогающие решить часть проблем опорнодвигательного аппарата. Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития ритмического творчества и чувства музыки в нем, что, в свою очередь, способствует всестороннему развитию ребенка, его более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит ему истинную радость и способность к самовыражению.
Оздоровительный компонент музыкально – ритмических движений состоит в создании психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, учтё н и здоровьесберегающий фактор: музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Детство дошкольников невозможно без игры, без сказки. Музыка, погружает детей в мир сказки, творчества, фантазии, воображения.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом музыкальной деятельности, игровой метод помогает
в обучении музыкальным движениям, поэтому применяю на занятиях сюжетные, контактные и объединяющие игры, которые помогают детям войти в образ, согласовывать движения с музыкой. Для того, чтобы более чётко согласовывать движения детей с музыкой, предлагаю им импровизировать несложные музыкальные этюды.
В играх, проводимых в интересной и непринуждённой форме, заложены огромные возможности музыки, влияющие на оздоровление детей. Предлагаю детям музыкальные лого - ритмические задания, которые включают в себя игры со словом, игры с пением, музыкально – дидактические игры, а также разнообразные упражнения для ориентировки в пространстве. Применяю приём музицирования на детских музыкальных инструментах, где дети отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, тем самым развивая ритмический слух. Моя задача укреплять здоровье детей, обеспечить им нормальную жизнедеятельность.
Перед разучиванием музыкально – ритмического движения, предлагаю детям послушать музыку, рассказать о её характере, жанре, темпе, динамике, регистре, выразить своё настроение, так как слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который формирует у детей умственные способности, укрепляет физическое здоровье. Всё это воспитывает слуходвигательный аппарат в целом, что лежит в основе воспитания музыкального ритмического чувства. Чтобы содержание музыки хорошо воспринималось детьми, использую различные виды наглядности: художественную литературу, короткий образный рассказ, сказку, стихотворение.
Наряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением, применяю показ движения. Для того чтобы, сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, вызвать желание настойчиво и старательно над ним трудиться, обращаю внимание на упражнения, которые связаны с пляской. Предлагаю детям использовать в танцевальных движениях ленточки, шелковые шарфики, косынки разного цвета. «И взрослые, и дети, - пишет, дирижёр Л. Стоковский, - слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в её ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это – бессознательный танец». Ребёнок интуитивно испытывает потребность в движениях под музыку, поэтому так важно развивать у него начальные формы таких проявлений.
Музыка и движения органически взаимосвязаны. Считаю, что не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием, формированием культуры движений. Важным показателем культуры движений, является красивая осанка, состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. В музыкальной деятельности перед выполнением движений под музыку, предлагаю детям правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой, добиваюсь не просто усвоения какого – либо движения, а качественного, выразительного, свободного, естественного его исполнения без напряжения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание радует, бодрит – это выражается в подтянутой осанке, точных, чётких движениях рук и ног, а спокойный характер музыки позволяет сделать осанку свободнее, движения более мягкими, неторопливыми. В музыкальной деятельности применяю оздоровительные упражнения для нормализации мышечного тонуса, тренировки отдельных групп мышц.
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает снятию упрямства и негатива, а также физической агрессии. Упражнения могут выполняться из исходных положений лёжа на спине, на животе, стоя на коленях и просто потряхивания кистями рук, стопами ног. Известно, что психогимнастика полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается повышенной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью. В музыкальной деятельности, часто использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением, правилам поведения, например, движения, где дети могут проявить себя в разных образах: птички, бабочки, лётчики, зайчики, озорные лошадки и т. д. Такие упражнения развивают внимание, слуховое восприятие, фантазию, творческое воображение, даже малоактивные дети с удовольствием передают образы.
Дыхательная гимнастика необходима детям, она способствует насыщением кислородом всего организма. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, нервной системы, органов пищеварения. Выдох помогает успокоиться, расслабиться, справиться с волнением. Проводя дыхательные упражнения, наблюдаю за детьми, слежу за состоянием каждого ребёнка, чтобы не было таких симптомов как: резкое изменение цвета лица, дрожание рук и ног, учащённое дыхание. Чтобы не кружилась голова, применяю упражнение «Ладошки».
Создавая положительно – эмоциональный фон занятия, добиваюсь осуществления лечебно – оздоровительный процесса, через доброе, позитивное отношение и доверие ко мне. К формам организации оздоровительной деятельности ребё нка отношу: утреннюю гимнастику, занятия музыкальными движениями, ритмической гимнастикой, оздоровительные мероприятия в режиме дня, а также развлечения и спортивные праздники.
«Движение и Танец» помогает ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Поэтому одним из главных направлений своей работы я выбрала развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1) М. И. Чистякова «Психогимнастика» 2009г.
2) «Игры, аттракционы, сюрпризы» 1999г.
3) Е. П. Раевская «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» просвещение, 1991г.
4) Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» просвещение, 1983г.
5) В. И. Петрушин «Музыкальная психология» 2009г.