Мария Айрапетян
Музыкально-ритмическая игра как способ развития ритмической пластики детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество выдвигает все больше требований к образованию ребенка-дошкольника, это приводит к тому что снижается двигательная активность детей.
Вместо активных прогулок на свежем воздухе или занятий спортом, дети все чаще проводят время за письменным столом, у телевизора, с планшетом в руках. Поэтому актуальная задача родителей и педагогов в первую очередь сохранить здоровье детей.
Публикация «Музыкально-ритмическая игра как способ развития ритмической пластики детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Так же у детей остается все меньше времени на игры – ведущую деятельность для дошкольника. Именно в игре ребёнок развивается, у него формируются те качества личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, умение взаимодействовать с социумом.
Музыкальная игра являются важным средством развития ребёнка.
Основная цель музыкально- ритмической деятельности дошкольников является: всестороннее, гармоничное развитие ребенка, обеспечивающее укрепление здоровья средствами танцевально- игровой гимнастики, формирование привычки к здоровому образу.
С помощью музыкально-ритмических игр дети учатся:
- двигаться ритмично
- координировать движения
- ориентироваться в пространстве
- эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер
- менять движения в соответствии с формой музыкального произведения
- взаимодействовать с коллективом сверстников
- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений
Музыкально – ритмические игры
Игра «Дождик-солнышко»
Цель: Побуждать детей ритмично играть на музыкальных инструментах, развивать быстроту реакции.
Ход игры: Дети делятся на две группы, раздаются музыкальные инструменты: одним колокольчики, другим бубны.
Ведущий: Дождик (дети играют на колокольчиках)
Солнышко (дети играют на бубнах)
Повторяется 4 раза.
Далее звучит музыка, дети кладут инструменты на пол и свободно перемещаются по залу. В это время ведущий убирает один музыкальный инструмент. Когда музыка заканчивается, дети должны взять любой музыкальный инструмент, ребенок, которому не хватило выбывает из игры.
Примечание: Если время на игру ограничено или детей много, можно убирать сразу по 2-3 музыкальных инструмента.
Игра «Дорожка»
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.
Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий: Я гуляю по дорожке (марширует,
Детин на своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, а потом (бежит на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Стоп (притоп)
Надоело мне стоять,
Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).
Игра «Погуляем»
Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.
Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.
Ведущий: Погуляем, погуляем
В садике своем.
Дети: Погуляем, погуляем
И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)
Пока! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)
Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)
Пока! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т. д.
Игра «Создай свой танец»
Цель: Побуждать детей свободно импровизировать в танце, развивать лидерские качества, формировать умение у детей выступать сольно.
Ход игры: Один из участников исполняет соло, а остальные — зрители. Солист раскладывает на полу лоскуты так, как ему нравится, и выбирает музыку. После этого он танцует, импровизируя с лоскутами: прыгая по ним, как по кочкам, или кружась вокруг них. Когда танец завершен, солисту аплодируют, и он передает лоскуты следующему участнику.
Важно: Если дети - зрители утомляются, им можно предложить присоединиться к танцу, хлопая в ладоши.
Игра «Потанцуй со мной, дружок»
Цель: Побуждать детей к коммуникации с помощью танца, импровизировать, задействовать в игре всех детей.
Ход игры: Звучит музыкальное произведение двухчастной формы.
1 часть: Выходит ребенок, свободно танцует, в конце ищет себе пару.
2 часть: Дети кружатся в паре, в конце обнимают друг друга.
Далее участники танца ищут себе новую пару и т. д. Игра заканчивается, когда танцуют все дети.
Примечание: если детей нечетное количество, то в пару с последним ребенком встает взрослый.
Игра «Прогулка»
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу.
Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу).
Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».
Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее, дети могут меняться музыкальными инструментами, двигаться во время игры