Оксана Годиенко
Музыкально-речевые игры
«Угадай, на чём играет Петрушка».
Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.
Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.
Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4, называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.
Публикация «Музыкально-речевые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.
«Тихий и громкий дождик».
Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.
Оборудование. Деревянные кубики.
Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.
Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.
«Музыкальные картинки».
Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.
Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.
Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка», на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.
Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.
«Ножки шагают и бегают».
Задача: Учить детей различать ритм шага (q q) и бега (eeee).
Оборудование. Деревянные палочки.
Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а ножки. Ножки могут идти шагом
(q q, а могут бежать (eeee). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.
Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.
«Солнышко» (потешка).
Солнышко, солнышко, q q q q
Выгляни в оконышко. q q q q
Твои детки плачут, q q q q
По камушкам скачут. q q q q
Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.
Движение.
1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,
3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Варианты выполнения упражнения:
1. дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;
2. декламация с движением;