Наталья Хвасько
Музыкально-познавательное занятие «Четыре времени года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с классической музыкой, композиторами, стихами русских поэтов. Побуждать детей высказываться о характере и настроении пьес. Учить высказываться о временах года, используя разнообразные определения.
Оборудование: аудиозаписи произведений классической музыки, картины природы для украшения зала, набор инструментов для сказки-шумелки.
Публикация «Музыкально-познавательное занятие „Четыре времени года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения в природе, беседы о временах года, чтение и заучивание стихотворений о них; ознакомление с произведениями классической музыки и высказываниями о них по характеру их звучания.
Ход:
Дети сидят на стульчиках. Зал украшен картинами природы в разное время года. Звучит вальс Грибоедова.
Ведущая: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас в нашем зале. А встреча наша сегодня будет называться «Четыре времени года». Давайте их назовем. (Ответы детей).
Ведущая: А какое время года самое лучшее, как вы думаете? (Ответы детей). Видите, как разделились ваши мнения. Вот однажды и наши времена года тоже не могли определиться, какое же из них лучше. Давайте с вами посмотрим, что же из этого вышло.
Сказка о временах года.
Ведущая: Встретились однажды Весна, Лето, Осень и Зима и начали спорить, кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле.
Весна: Когда я прихожу, все сразу расцветает, оживает после холодной Зимы, набухают почки на деревьях. Природа просыпается! Весной на лесной речке дикие утки строят гнезда и цветет душистая черемуха.
Лето: Да это что! Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, теплые дожди. Только в мое время созревают сочные плоды фруктов и ягод!
Осень: Да от тебя одна жара только, пыль и комары! Вот я «одеваю» природу в яркие краски, листва становится ярко желтой и красной!
Зима: Вот еще! Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым-белым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, деревья покрываю серебристым инеем. Природа в это время отдыхает!
Весна: Зимой один только мороз и снег! Что в этом хорошего!
Ведущая: И так, пока они спорили и решали кто из них главный, на земле все перепуталось, все месяцы перемешались: за ярким Июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришел Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои норы и не выходили оттуда. Увидев все это, времена года одумались, осознали свою ответственность, важность и неповторимость. И с тех пор больше не ссорились.
Ведущая: Каждое время года уникально и неповторимо своей особенной красотой природы, глядя на которую поэтам хочется писать стихи, а композиторам музыку. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Ребенок: Четыре сестры по земле ходят кругом,
Но только не вместе, всегда друг за другом.
Идет за зимою весна, дальше лето.
Последняя осень в компании этой.
За осенью снова зима настает,
Потом – новый круг, а точней, новый год.
Муз. рук. : Ребята, я предлагаю прослушать отрывок из музыкальной композиции Чайковского «Подснежник» и по характеру ее звучания представить, какие весенние явления природы вдохновили его на создание этой композиции.
Звучит отрывок из произведения Чайковского «Подснежник»
Ответы детей.
Ребенок: На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. (С. Маршак)
Ведущая: Давайте прослушаем отрывок еще раз, а девочки станцуют нам под него танец-импровизацию.
Танец-импровизация.
Муз. рук. : Следующее музыкальное произведение, которое мы с вами прослушаем, посвящено лету.
Звучит отрывок
Муз. Рук. : Какие летние явления природы могли натолкнуть автора на ее создание?
Ответы детей.
Ребенок: Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна! (Е. Трутнева)
Ведущая: А мы с ребятами подготовили для вас сказочку-шумелку о лете.
Сказка-шумелка.
Муз. рук. : Заканчивается жаркое лето и начинается золотая осень. А мы с вами слушаем следующий отрывок. Это произведение Чайковского «Золотая осень».
Звучит отрывок «Золотая осень» Чайковского.
Дети описываю, какие картины природы им представились.
Ребенок: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется. (М. Ходякова)
Муз. рук. : Давайте с вами вспомним осеннюю песенку.
Песня «Осень золотая».
Муз. рук. : И последнее время года – зима. И о ней написано немало музыкальных произведений. Отрывок одного из них мы сейчас и прослушаем. Это будет произведение Прокофьева «Утро».
Звучит «Утро» Прокофьева.
Муз. рук. : По характеру мелодии, какие природные явления вам представились?
Ответы детей.
Ребенок: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)
Ведущая: Предлагаю нам вместе вспомнить, как мы с вами встречали зиму, когда она к нам пришла.
Пальчиковая игра «Встреча зимы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму мы встречать (дети шагают на месте)
Что зима нам принесла? (разводят руки в стороны)
Ветер, снег и холода (хлопают в ладоши)
От времени года (поднимают вверх указательный палец, произносят слова с назидательной интонацией)
Зависит погода!
Подведение итогов занятия.
Ведущая: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (О временах года) Правильно. И мы с вами убедились, что все они по-своему прекрасны и неповторимы. Мы узнали, что картины природы могут не только вдохновлять поэтов на написание замечательных стихотворений, но и композиторов на написание не менее замечательной музыки.
А на сегодня наша встреча окончена. До свидания, ребята!