МААМ-картинки

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников

Устинова Галина Валентиновна
Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАРЛА ОРФА

как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников

Карл Орф (1895-1982) – немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения ("Орф-Шульверк").

Публикация «Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах

В деятельности педагога нашла своё отражение проблема взаимодействия музыки и движения. Он продолжил идею Жака Далькроза в музыкальном воспитании детей. Своеобразным итогом системы Карла Орфа явилась музыкально-сценическая игра, театр. Таким образом, у него еще более, чем у Жака Далькроза выражена идея синтеза искусств: пения, движения, игры на элементарных музыкальных инструментах, не требующих наличия сложных игровых навыков.

К. Орф, в отличие от Далькроза, отказался от двигательного воспитания детей на основе одной только композиторской музыки и попытался активизировать учеников путем их собственного музицирования.

В его основополагающем труде «Шульверк» огромная роль отводится элементарно-двигательному воспитанию.

Двигательные упражнения К. Орфа:

-пружинящие движения на месте;

-легкие покачивания корпуса;

-движение рук, сопровождающиеся «звучащими жестами» – хлопками, щелчками, притопами, художественным тактированием и т. д.

Комплекс ритмической гимнастики, используемый на занятиях, был направлен на улучшение опорно-двигательной системы и координации движений.

Орф впервые вводит 4 типа «звучащих жестов» (шаги, хлопки, шлепки, щелчки) и способствует более полному отражению тембровой характеристики звука и метроритмических соотношений. Однако, следует отметить, что К. Орф не ставил перед собой задачу выявить и детально разработать классификацию «звучащих жестов» и ограничивается лишь общей характеристикой их основных видов. Система, в которой движения на музыкальных занятиях несут вспомогательную функцию, разработана Золтаном Кодаем.

Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии», по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на занятии музыки в роли активного участника.

Прогрессивные идеи Карла Орфа:

-всеобщее музыкально-творческое развитие;

-детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

-связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования

Основные принципы методики:

1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т. д.

3. Коллективность занятий детей одного возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено.

4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.

5. Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый обучающийся мог управлять исполнением.

6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.

7. Постижение воспитанником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем – переход к пятиступенному звукоряду.

8. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд.

Задачи орф-занятий:

-научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);

-понять определенные закономерности музыки;

-тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени;

-учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции;

-общаться с другими детьми;

-знакомиться с различными культурами через музыку и движение.

Суть системы Орфа:

Это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.

Классическое орф-занятие – это движение и музицирование на орф-инструментах. В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что занятие строится "здесь и сейчас", в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния.

Какие инструменты используются на орф-занятие?

-барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);

-ксилофоны;

-звучащие жесты (body percussion) – это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;

-в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т. п. – практически любые предметы.

Каковы принципы орф-обучения?

1. Обучение нужно для развития.

2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.

3. Процесс важнее результата.

4. Практика важнее теории (нот).

Из чего состоит занятие?

-движение и танец (традиционный и художественный. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений. ПРОЖИВАНИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ);

-звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.);

-пение, с использованием лучших образцов народной культуры;

-речевые упражнения (развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);

-поэтическое музицирование (это помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки);

-игра на музыкальных инструментах (дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля);

-театр (для того, чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре).

Орф-подход не противоречит академическому подходу. Академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами крайне редко работает. Орф-занятия дополняют академическое образование, либо предваряют его, готовят к нему. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

На музыкальных занятиях с орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне со взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Дошкольники учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Публикации по теме:

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 11:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Устинова Галина Валентиновна (УИ 2171846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД