Устинова Галина Валентиновна
Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАРЛА ОРФА
как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников
Карл Орф (1895-1982) – немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения ("Орф-Шульверк").
Публикация «Музыкально-педагогическая система Карла Орфа как педагогическая технология художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В деятельности педагога нашла своё отражение проблема взаимодействия музыки и движения. Он продолжил идею Жака Далькроза в музыкальном воспитании детей. Своеобразным итогом системы Карла Орфа явилась музыкально-сценическая игра, театр. Таким образом, у него еще более, чем у Жака Далькроза выражена идея синтеза искусств: пения, движения, игры на элементарных музыкальных инструментах, не требующих наличия сложных игровых навыков.
К. Орф, в отличие от Далькроза, отказался от двигательного воспитания детей на основе одной только композиторской музыки и попытался активизировать учеников путем их собственного музицирования.
В его основополагающем труде «Шульверк» огромная роль отводится элементарно-двигательному воспитанию.
Двигательные упражнения К. Орфа:
-пружинящие движения на месте;
-легкие покачивания корпуса;
-движение рук, сопровождающиеся «звучащими жестами» – хлопками, щелчками, притопами, художественным тактированием и т. д.
Комплекс ритмической гимнастики, используемый на занятиях, был направлен на улучшение опорно-двигательной системы и координации движений.
Орф впервые вводит 4 типа «звучащих жестов» (шаги, хлопки, шлепки, щелчки) и способствует более полному отражению тембровой характеристики звука и метроритмических соотношений. Однако, следует отметить, что К. Орф не ставил перед собой задачу выявить и детально разработать классификацию «звучащих жестов» и ограничивается лишь общей характеристикой их основных видов. Система, в которой движения на музыкальных занятиях несут вспомогательную функцию, разработана Золтаном Кодаем.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии», по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на занятии музыки в роли активного участника.
Прогрессивные идеи Карла Орфа:
-всеобщее музыкально-творческое развитие;
-детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
-связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования
Основные принципы методики:
1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т. д.
3. Коллективность занятий детей одного возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено.
4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.
5. Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый обучающийся мог управлять исполнением.
6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.
7. Постижение воспитанником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем – переход к пятиступенному звукоряду.
8. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд.
Задачи орф-занятий:
-научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);
-понять определенные закономерности музыки;
-тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени;
-учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции;
-общаться с другими детьми;
-знакомиться с различными культурами через музыку и движение.
Суть системы Орфа:
Это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.
Классическое орф-занятие – это движение и музицирование на орф-инструментах. В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что занятие строится "здесь и сейчас", в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния.
Какие инструменты используются на орф-занятие?
-барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
-ксилофоны;
-звучащие жесты (body percussion) – это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;
-в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т. п. – практически любые предметы.
Каковы принципы орф-обучения?
1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).
Из чего состоит занятие?
-движение и танец (традиционный и художественный. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений. ПРОЖИВАНИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ);
-звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.);
-пение, с использованием лучших образцов народной культуры;
-речевые упражнения (развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
-поэтическое музицирование (это помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки);
-игра на музыкальных инструментах (дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля);
-театр (для того, чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре).
Орф-подход не противоречит академическому подходу. Академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами крайне редко работает. Орф-занятия дополняют академическое образование, либо предваряют его, готовят к нему. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
На музыкальных занятиях с орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне со взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Дошкольники учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.