Татьяна Крючкова
Музыкально-дидактические игры для определения характера музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра «Облачка настроения»
Цель: Развитие умения определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки – облачка с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих характер музыки.
Методика проведения:
Публикация «Музыкально-дидактические игры для определения характера музыки» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1 этап: Дети слушают отрывки музыкальных произведений различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.
2 этап: У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.
3 этап: Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.
Музыкально-дидактическая игра «Разноцветная гусеница»
Цель. Развитие у детей умения определять характер музыки, подбирать цвета, соответствующие характеру музыки.
Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и
разноцветных «животиков» гусеницы.
Методика проведения
1 этап: Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по
содержанию музыкального произведения.
2 этап: После прослушивания музыкальное произведение, педагог
предлагает построить гусеницу «животиками», цвета которых
соответствуют характеру произведения.
3 этап: Педагог предлагаетдетям изобразить в рисунке характер
музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.
Музыкально-дидактическая игра «Ромашки настроения»
Цель: Развитие у детей представления о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
Методика проведения
1 этап:
Вот – ромашковый букет
Как нежны мои милашки –
У меня - милее нет.
Желтоглазые ромашки.
Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок
берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.
2 этап:
Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкально-дидактическая игра «Зайцы»
Цель: Развитие слухового восприятия, умения слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную).
Игровой материал: картинки («зайцы спят», «зайцы пляшут»)
Методика проведения: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (слушание плясовой музыки – педагог показывает картинку «зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (слушание колыбельной – картинка «зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям определить по звучанию музыки, что делают зайцы, и показать соответствующую картинку.
Музыкально-дидактическая игра «Цветная музыка»
Цель: Развитие умений улавливать музыкальные характеристики произведений различного характера
Игровой материал: квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.
Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это
очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты
произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые
цвета на свой вкус, например:
Черный – мрачная, жуткая
Серый – грустная, печальная
Синий – тревожная, взволнованная
Голубой – легкая, воздушная
Желтый – солнечная, радостная
Розовый – нежная, мягкая
Коричневый – грубая, колючая
Красный – торжественная, бодрая
Оранжевый – веселая, шутливая
Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их»характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.
Методика проведения: Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать три-четыре отрывка различных по характеру. Поочередно включайте детям тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, дети выберут несколько карточек, попросите их обосновать ответ, описать настроение, которое уловили.
Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»
Цель: Развитие слухового восприятия, элементарного музыкально-аналитического мышления – умения сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровой материал: картинки с изображением солнца, тучки, солнца за тучкой, фишки.
Ход игры: Детям раздают картинки с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную, и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки.
Музыкально-дидактическая игра «Два домика» (мультимедийная игра)
Цель: Развитие умений улавливать музыкальные характеристики произведений различного характера.
Игровой материал: Презентация Microsoft Office PowerPoint
Методика проведения: На волшебной полянке стоят два домика. В одном живет добрая волшебница, а в другом – злая. Маленькой принцессе нужно попасть в дом доброй волшебницы. Но, вот беда, домики потеряли свой цвет и принцесса не знает, в какой домик ей войти. Вдруг, принцесса услышала, что из каждого домика звучит своя музыка. Давайте поможем принцессе определить, где живет добрая волшебница и вернем домикам их цвет.
Послушаем музыку, звучащую из домика слева… (прослушиваем музыкальный отрывок)
А теперь послушаем музыку, звучащую из домика справа… (слушаем)
(Определяем характер прослушанных отрывков и подбираем для домиков соответствующие цвета (черный – мрачная, жуткая; синий – тревожная, взволнованная; коричневый – грубая, колючая; голубой – легкая, воздушная; желтый – солнечная, радостная; розовый – нежная, мягкая).
Маленькая принцесса благодарит вас, ребята, что вы помогли ей попасть в домик доброй волшебницы.
Музыкально-дидактическая игра «День рождения у Зайчика»
Цель: Развитие умений определять характер музыки
Игровой материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Методика проведения: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. Зайчик хлопочет по хозяйству, ставит на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идёт поздравить зайку? Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ. После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом,
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная шкатулка»
Цель: Развитие умения определять характер музыки, расширение словарного запаса детей.
Игровой материал: Шкатулка, карточки-картинки, соответствующие разному характеру музыкальных произведений
Методика проведения: Ребята, посмотрите, Фея Музыки подарила нам волшебную шкатулку, шкатулка не простая – музыкальная. Фея пообещала, что когда мы будем открывать эту шкатулку, мы будем слышать музыку, но взамен мы должны определить характер звучащей музыки, подобрать подходящие картинки и опустить их в шкатулку. Итак, открываем нашу музыкальную шкатулку…
(открываем крышку шкатулки, звучит фрагмент какого-либо музыкального произведения, соответствующие характеру картинки опускаются в шкатулку)
последовательно исполняются все произведения