Людмила Цветкова
Сценарий музыкально-литературного досуга «Чудеса в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
"Чудеса в иузыке"
Ход досуга:
Дети входят в зал под музыку Римского-Корсакова, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята!
Как вы думаете, что обозначает слово «чудо»? слайд 2 (ответы детей)
Чудо – это что – то необычное, редкое, необъяснимое. Где чаще всего происходят чудеса? (ответы детей) Конечно, чудеса чаще всего происходят в сказках. А вы любите сказки? (ответы детей)
Публикация «Сценарий музыкально-литературного досуга „Чудеса в музыке“» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2018
- Сегодня музыка приглашает вас пойти в сказку. Хотите пойти? (ответы детей)
Музыкальный руководитель берет книжку, открывает её читает отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане» (слайд 3) :
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».
Музыкальный руководитель : Как называется эта сказка?
Дети: Сказка о царе Салтане.
Музыкальный руководитель : Кто написал эту сказку? ( ответы детей: А. С. Пушкин)
Слайд 4 - портрет А. С. Пушкина.
Музыкальный руководитель :
- По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.
Слайд 5 - портрет А. Н. Римского – Корсакова.
Ребята, я назвала слово «опера», кто знает, что обозначает это слово? Опера – это музыкальный спектакль, в котором все актеры поют, а не говорят.
С детства Николай Андреевич Римский – Корсаков любил сказки, часто писал оперы на сюжеты сказок, поэтому его называют композитором - сказочником. Николай Андреевич написал оперы на сюжеты сказок «Снегурочка» (слайд 6, «Золотой петушок» (слайд 7).
Кроме этих опер, он написал оперу «Сказка о царе Салтане» (слайд 8). Эту оперу он написал, когда А. С. Пушкину исполнилось 100 лет со дня его рождения. В этой сказке есть различные чудеса, и Николай Андреевич Римский – Корсаков рассказал нам об этих чудесах при помощи музыки. А помните ли вы, какие это были чудеса? (слайд 9) (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.
Звучит тема “Белка”
Дети: Композитор изобразил Белку. Слайд 10
Музыкальный руководитель : А как вы догадались? (ответы детей). Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто. Эта музыка, какая: легкая или тяжелая? (ответы детей)
- Почему музыка отрывистая? (белка скачет)
- Почему музыка легкая? (белочка маленькая, песенку поет)
Музыкальный руководитель : Белочка песенку поет, А какую песенку она поет, вы узнали?
Дети: Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.
Воспитатель:
- Послушайте, какие красивые слова в этой сказке написал А. С. Пушкин (слайд 11) :
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
Воспитатель:
У нас есть ларец. Посмотрите, он внутри пустой. Чтобы наполнить его изумрудами, нам надо сказать, какая была музыка. За правильный ответ, в ларец кладется 1 изумруд. Посмотрим, сколько изумрудов, вы сможете набрать. Дети подбирают синонимы (веселая, шутливая, праздничная, игривая, озорная, задорная, живая, радужная, счастливая). Воспитатель опускает изумруд в ларец за каждый правильный ответ.
Воспитатель: Сколько разных слов мы с вами вспомнили. У вас есть смайлики. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение после прослушивания этой музыки.
Музыкальный руководитель : А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Я предлагаю вам пройти на ковер, сесть и закрыть глаза.
Музыкальный руководитель включает звуки шума моря.
Музыкальный руководитель : А теперь откройте глаза. Где же вы оказались? (ответы детей) Да, правильно, вы оказались на берегу моря. Сейчас зазвучит музыка, и вы попробуйте отгадать, что она изображает. А потом вы скажете, что вы услышали.
Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря»
Музыкальный руководитель : С каким же чудом мы с вами повстречались? (ответы детей)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)
Слайд 12 (труба)
Слайд 13 (скрипка)
- Какой характер музыки показывает богатырей? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Богатыри обходят свои владения четким шагом, так и передается темп, характер музыки.
Воспитатель:
- Давайте послушаем, как А. С. Пушкин рассказал о богатырях в своей сказке.
Слайд 14 (иллюстрация богатырей)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
Музыкальный руководитель :
А теперь, давайте попробуем изобразить это чудо. Девочки возьмут синие ленточки и будут изображать море, а мальчики будут изображать богатырей, выходящих из моря.
Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря», а дети передают движениями образы. Затем дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Какое настроение у вас стало после прослушивания музыки о богатырях.
Покажите это вашими смайликами.
Дети показывают смайлики.
Музыкальный руководитель : Вот мы с вами и вспомнили все чудеса из сказки.
Воспитатель: Ребята, а все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей).
Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.
Слайд 15 (иллюстрация И. Билибина «Царевна лебедь»)
- Ребята, посмотрите, как художник – иллюстратор Иван Билибин изобразил «Царевну Лебедь».
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
А как рассказывает А. С. Пушкин о царевне Лебедь, мы сейчас услышим от ребят.
Дети в виде диалога декламируют отрывок из сказки:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
Воспитатель: Не только художники – иллюстраторы изображали Царевну лебедь, но и художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь».
Слайд 16 (картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»)
Перед нами прекрасная Царевна-Лебедь из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». На переднем плане художник изображает белоснежные, воздушные перья царевны. На голове у царевны красуется большая ажурная корона с множеством голубых камней.
Музыкальный руководитель : Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы написали к образу царевны Лебедь? (ответы детей)
А теперь давайте послушаем музыку, как она рассказывает о Царевне.
Музыкальный руководитель :
Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну.
Слайд 17 Воспитатель делает жест рукой от иллюстрации И. Билибина к картине М. Врубеля, тем самым показывая превращение царевны.
Воспитатель: Обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная. Какое настроение появилось у вас, после прослушивания музыки, покажите вашими смайликами. Дети поднимают смайлики.
Музыкальный руководитель :
Ребята, посмотрите, как чудеса помогли нам увидеть и услышать различные виды искусства: поэзия, музыка, изобразительное искусство. Слайд 18
- Мы сегодня слушали фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». Кто автор этой оперы? (ответы детей)
Воспитатель: Какое настроение стало у вас после прослушивания оперы Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Выберите смайлик и покажите его нам.
Мы сегодня видели много смайликов- улыбочек, значит, музыкальные чудеса вам понравились.