Наталья Храмова
Музыкально-литературная гостиная «Русская природа» в музыке П. И. Чайковского с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ
«ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ В МУЗЫКЕ РУССКОГО КОМПОЗИТОРА
П. И. ЧАЙКОВСКОГО»
Программные задачи
· Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о музыке, которая «рисует» природу, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
· Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
· Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Русская природа“ в музыке П, И, Чайковского с презентацией» размещена в разделах
- Ввести ребят в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;
- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы;
СЛАЙД №1.
Ведущий читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Ведущий:
Наша земля - это наш общий дом. Все знают, что наша Земля формы? (Ответы детей) – Круглой!
Есть места на нашем земном шаре, где всё время тепло. А мы с вами наблюдаем, живя в России, 4 времени года. Назовите их - (вместе с детьми говорит) весна, лето, осень, зима.
СЛАЙД №2.
Эти времена года с помощью музыкальных звуков обрисовал композитор П. И. Чайковский.
СЛАЙД №3.
С его музыкой мы часто встречаемся на музыкальных занятиях. Именно природу нашего родного края, России.
Ребята, какое время года мы видим за окном сейчас? (Ответы детей) – Осень.
СЛАЙД №4.
Ведущий читает стихотворение:
«Тихо, тихо, сядем рядом -
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит,
И ведёт нас за собой».
Музыка, которая сейчас звучит – Октябрь, «Осенняя песня». Она написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А. С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.
Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.
У композитора есть музыкальная пьеса на каждый месяц, давайте ка их вспомним.
Дети называют названия месяцев.
Ведущий. Закончится Осень, и наступит – белоснежная зима.
СЛАЙД №5.
Звучит фрагмент пьесы Январь – «У камелька». Это первая пьеса альбома. П. И. Чайковский дал ей название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо.
Осенью выпадает много дождей. Дождь – это влага, необходимая почве. В природе всё предусмотрено.
А зимой вместо дождя выпадает – снег.
Снег утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
Солнце даёт свет всему живому. Зимой оно не так сильно согревает землю. Всё вокруг засыпает. Воздух морозный, свежий. Всё на нашей планете мудро устроено. Мы без воздуха не сможем прожить. Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка:
СЛАЙД №6.
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Ведущий. Отшумели метели, зиме конец.
СЛАЙД №7. Люди ждут весну и все веселятся, празднуют праздник. А какой, отгадайте загадку.
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
(Масленица)
Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского - Февраль, «Масленица»
«И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней - полусказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить».
Ведущий. Наконец пришла долгожданная весна.
СЛАЙД №8.
У Композитора есть пьеса Апрель –
«Подснежник».
Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс.
Дети слушают фрагмент.
Ведущий. Вот и наступило лето.
СЛАЙД №9.
Прошёл месяц июнь, за ним июль – «Песня косаря».
СЛАЙД №10.
Композитор в музыкальной пьес Июль очень ярко передаёт настроение этой жаркой поры времени года. В деревнях наступает время сенокоса. Хозяин, который имеет корову, лошадь, козу, должен заранее позаботиться о том, чем будет кормить коровушку зимой. Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.
Дети слушают фрагмент пьесы Июль, «Песня косаря».
К концу лета на полях поспевает урожай пшеницы, ржи. Раньше убирали урожай вручную. Сейчас на поле во время уборки работают какие машины? - Комбайны.
Слушаем фрагмент пьесы Август - «Жатва».
СЛАЙД №11.
Ведущий. Музыка «Жатва» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка «Жатва» хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем «Песня косаря».
Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлё нную картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.
Ведущий. И снова наступает осень.
СЛАЙД №12.
Мы сегодня не сможем прослушать все музыкальные пьесы П. И. Чайковского. Но мне хотелось бы показать вам мультфильм, где не только средствами музыки, но и мультипликации передаётся красота и разнообразие природы нашей Русской земли. Смотрим.
Мультфильм «Времена года», лучшая классическая музыка для детей. / Интернет ресурсы.
СЛАЙД №13.
Ведущий. На этом я заканчиваю нашу музыкальную гостиную. На занятиях музыкой мы ещё не раз услышим музыку, которая рисует необыкновенную природу России. Спасибо.
Используемый материал: интернет ресурсы.
Составила: музыкальный руководитель Храмова Н. Н.