Лариса Красненко
Музыкально-литературная гостиная — форма организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ - ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Красненко Лариса Анатольевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
Место выполнения работы:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1» общеразвивающего вида
Пгт. Ракитное, Белгородской области
2019 г.
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ - ФОРМА
Публикация «Музыкально-литературная гостиная — форма организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в дошкольной педагогике остается актуальной проблема поиска наиболее эффективных форморганизации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Важность этой проблемы заключается в том, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнооб-разных источников сильного воздействия, как информационного, интеллектуального и эмоционального характера, так и духовного и нравственного. Эти источники не всегда позитивны. Поэтому основная задача взрослых, находящихся в близком для детей окру-жении, научить отличать положительные источники от тех, которые носят негативный характер. И не только отличать, но и действовать в соответствии с ними.
Кроме этого на актуальность и важность вопроса о необходимости организации ра-боты по духовно-нравственному воспитанию детей, в том числе и дошкольного возраста, указывают нормативно-правовые документы, как федерального,регионального, муници-пального уровня, так и уровня образовательной организации.
Федеральный уровень:
Закон об образовании в РФ» (статья 2);
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (1.6 задачи до-школьного образования, содержание образования образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») (Приказ Министерства образования и науки Российской Фе-дерации от 17 октября 2013 г. n 1155);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об об-разовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ ( авторы:Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. Утверждена Распоряже-нием Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г. Утверждена Указом Президен-та Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 [3].
Региональный уровень:
Стратегияразвитиядошкольного, общегоидополнительногообразованияБелгород-скойобластина 2013 - 2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Белгород-ской области от 28 октября 2013 года N 431-пп;
Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области» и Утверждена постановлением Правительства Белгородской обла-сти от 9 июня 2006 г. № 133-пп;
Соглашение о взаимном сотрудничестве между Департаментом образования, куль-туры и молодёжной политики и Белгородской и Старооскольской епархией (подобные соглашения заключаются, начиная с 2000 года).
Муниципальный уровень:
Стратегии социально-экономического развития Ракитянского района до 2025 года (утвержденав мае 2015 г.)
Уровень дошкольной организации :
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» общеразвивающего вида, принята на педагогическом совете №1 от 01.09.2018 года, утверждена приказом заведующего № 89 от 01.09.2018 г.
Устав МДОУ «Детский сад №1» общеразвивающего вида. Принят на общем собра-нии работников учреждения, протокол №1 от 14 июня 2017 года. Утвержден постановле-нием главы Ракитянского района №568 от 27.06.2017 г.
На основании требований законодательства в часть, формируемую участниками об-разовательных отношенийосновной образовательной программы дошкольной организа-ции, включена программа «Добрый мир» (автор Л. Л. Шевченко).
Одной из задач этой программы является - приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых [8]. Эта задача решается в разделе программы «Ценности жизни христиан». В этом разделе планируют-сяобзорные занятия по теме «Почему люди защищают свою родину».
Содержанием занятий является информация о том, что многие святые в православии были воинами. При этом упоминаются имена знаменитых защитников земли русской Ильи Муромца и Александра Невского [6]. Но ведь таких святых защитников Отечества в православии гораздо больше. Их жизнь и подвиги запечатлены не только в иконах, молит-вах и духовных песнопениях, но и в художественной литературе, в том числе и детской, в песнях, картинах, скульптурах.
На наш взгляд, этот пласт искусства в духовно-нравственном воспитании дошколь-ников остается не востребованным. Тогда как образовательная деятельность в этом направлении может использоваться для решения проблемы соблюдения исторической преемственности поколений в современном образовании [3].
Кроме этого опыт организации работы по духовно-нравственному воспитанию до-школьников показал, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Об этом в федеральном нормативном документе «Концепция духовно-нравственного разви-тия и воспитания личности гражданина России» сказано: «Содержанием духовно - нрав-ственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религи-озных, этнических, культурных, семейных, социальных, традициях и передаваемые от по-коления к поколению» [3]. Поэтому используемые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками должны учитывать потребности и желания семей[4].
Одной из таких эффективных форм духовно-нравственного воспитания дошкольни-ков с привлечением семей воспитанников является – организация деятельности музыкаль-но-литературных гостиных.
Н. В. Микляева пишет: «Литературно – музыкальная гостиная – это гибкая форма ор-ганизованного общения, импонирующая детям и их родителям» [2].
Батырханова Л. Т. считает, что литературно – музыкальная гостиная одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Так как встречи при све-чах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формирова-нию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное[1].
Эта форма образовательной деятельности раннее использовалась только в работе со школьниками, но в настоящее время опыт многих детских садов, в том числе и дошколь-ной организации, где формировалась данная технология, доказывает эффективность дея-тельности литературно – музыкальных гостиных в дошкольном образовании.
Интересно, что в методической литературе часто происходит подмена термина «ли-тературно-музыкальная гостиная» понятиями «музыкальный вечер», «музыкальные встречи» или «литературно - музыкальная композиция». Литературно-музыкальная гости-ная имеет свои особенности. А именно:
свободное общение на музыкально-литературном материале;
действительное наличие гостей, то есть приглашенных музыкантов, поэтов, твор-ческих людей, журналистов, работников музеев, библиотек и др. ;
«живой» диалог «на равных».
Таким образом, литературно-музыкальная гостиная предполагает использование элементов театрализации; создание атмосферы салонности и одновременно тесного круга единомышленников; подталкивает детей и взрослых к переходу на доверительную форму общения, проявление своих способностей и интересов.
При организации литературно-музыкальной гостиной как формы дошкольного об-разования и досуга используются следующие методы:
игровые (игры, игровые тренинги, задания и упражнения);
методы театрализации; соревновательные;
методы сотрудничества;
методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуа-ции, коррекции поведения); импровизации.
Основные принципы построения образовательной деятельности в форме литера-турно-музыкальной гостиной :
принцип историзма, научности, системности;
принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, по-эта, композитора, художника;
принцип доступности, толерантности.
Привлекательность этой формы образовательно-досуговой деятельности состоит в том, что это творческая форма деятельности. Поэтому она нестандартна, нетрадиционна, многомерна, но при этом достаточна мобильна. Беседа в литературно-музыкальной гости-ной может быть посвящена любой теме или знаменательной дате, с использованием раз-личных форми атрибутов. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой[2].
Технология подготовки и проведения музыкально-литературных гостиных включает восемь этапов (см. таблицу 1)
Таблица 1
Технология подготовки и проведения литературно - музыкальных
гостиных.
Этап подготовки и проведения
мероприятия Содержание работы на уровне дошкольной организации
и возрастной группы
1 этап Определение темы. На педагогическом совете обсуждаются и конкретизируются темы с учетом программы и интересов детей. Уточняются темы на групповом родительском собрании в начале учебного года, утверждаются сроки.
2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих орга-низаторов, определение в нем места воспитанников и гостей, от-бор литературы и её изучение,подбор вспомогательных материа-лов (фотографий, репродукций и др.); написание сценария, первое его прочтение, корректировка материала, распределение ролей среди воспитанников, педагогов и родителей (ведущих, чтецов, исполнителей песен и др.). Подготовка воспитанников (в индиви-дуальном, групповом или подгрупповом виде, репетиции. Но ни-когда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сце-нарий, лишь отдельными миниблоками, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности даже у самих непосред-ственных участников.
3 этап. Реклама. Написание красочных объявлений и приглашений гос-тям; подготовка подарков активным участникам и лучшим ис-полнителям.
4 этап. Организация пространства для проведения гостиной : создание соответствующего интерьера, декорации (если есть необходи-мость, выбор костюмов для ведущих и чтецов, подготовка тех-нического оснащения.
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, подбор музыкальных кли-пов, привлечение к участию интересных людей, решение органи-зационных вопросов – связаться с участниками гости-ной (воспитанниками, педагогами, родителями, гостями и др., выбор времени, удобного для проведения мероприятия.
6 этап. Подготовка ведущих. Это задача не из легких. Ведущими чаще всего бывают педагоги с детьми. Они умеют владеть залом, отли-чаются хорошей дикцией, обаянием, с достоинством выйдут из сложной ситуации. В подготовке концерта могут участвовать не только «профессионалы», но и все желающие: они имеют воз-можность проявить себя с лучшей стороны, показать себя други-ми, не такими, какими они являются в повседневной жизни, могут заполнить досуг.
7 этап Репетиции: выразительное чтение воспитанниками отрывков из произведений авторов, стихов, музыкальное их исполнение, про-слушивание песен, романсов, театральных этюдов.
8 этап Рефлексия. После проведенного мероприятия подводятся итоги, отмечаются удачи и анализируются причины неудач. Выпуск ста-тьи для садового сайта.
Встречи в литературно-музыкальных гостиных включаются в образовательно-досуговую деятельность второй половины дня подготовительной к школе группы. Основ-ными образовательными задачами являются :
приобщение к ценностям православной культуры (ощущение причастности к куль-туре, историческому прошлому Отечества,
христианским духовным традициям,
подвигам народных героев, святости, благоговейному отношению к святыням,
бережному отношению к миру;
воспитание детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
воспитание общей культуры через ознакомление с произведениями искусства (иконопись, живопись, архитектура, духовная и народная музыка, литература).
Кроме этого, на каждой конкретной встрече решаются задачи по знакомству с исто-рией жизни и подвигов конкретных людей, которые были причислены к лику святых в православной культуре (см. таблицу 2).
Тематическое планирование деятельности литературно-музыкальных гостиных включается в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в учебном году.
Таблица 2
Тематическое планирование организации и проведения
литературно-музыкальных гостиных
Месяц учебного года Тема мероприятия Основная цель мероприятия
Сентябрь Святой равноапостольный ве-ликий князь Владимир Свято-славович - духовный родона-чальник народа русского Познакомить дошкольников и их родите-лей с самым знаменитым правителем древнерусского государства и его заслу-гами перед Отечеством.
Октябрь Заступники земли Русской. Преподобный Илия Муромец Продолжать знакомить детей с русским героическим эпосом - былинами, сказка-ми, народным фольклором. Познакомить с жизнью и подвигами богатыря - Илии Му-ромца
Ноябрь Великий князь выбирает веру. Благоверный великий князь Дмитрий Донской. Рассказать о жизни, праведном труде и воинских подвигах князя Дмитрия Дон-ского.
Декабрь Духовные витязи брянской земли: Преподобный Алек-сандр Пересвет и Преподоб-ный Андрей Ослябя. Познакомить с понятием «витязи» и рас-сказать о витязях Александре Пересвете и Андрее Ослябе и об особенностях их рат-ного служения
Январь Довмонтов меч. Благоверный князь Довмонт Псковский Через различные виды искусства расска-зать о жизни, трудах и чудесах святого благоверного князя Псковского Довмонта.
Февраль Святой благоверный князь Александр Невский - защит-ник Земли Русской Познакомить с особенностями сражения на Чудском озере. Рассказать о вооруже-нии и обмундировании рыцарей. Позна-комить с жизнью и подвигами Александра Невского.
Март Святой праведный воин Фео-дор Ушаков Рассказать об особенностях становления русского флота и его знаменитом флото-водце – Федоре Ушакове.
Апрель Повести о святом мученике Меркурии, чудотворце Смо-ленском Рассказать о монголо-татарском иге и его героях. Познакомить с подвигами святого мученика Меркурия и почему его называ-ют чудотворцем Смоленском
Май Мученик рождается в веч-ность. Георгий Победоносец Познакомить с гербом Москвы, рассказать о Святом Георгии Победоносце.
При подготовке сценариев встреч в литературно-музыкальной гостиной подбирается литературный, музыкальный, изобразительный материал. Он должен соответствовать;
возрасту детей, но при этом вписываться взону ближайшего развития старших до-школьников;
жизненному опыту и опыту восприятия произведений искусства старших дошколь-ников.
При этом преподнесение искусствоведческого материала должно быть не только доступным, но и ярким и интересным.
В таблице 3 указан литературный, иллюстративный и музыкальный материал к каж-дой встрече в литературно-музыкальной гостиной.
Таблица 3
Литературный, иллюстративный и музыкальный материал
Тема встречи в гос-тиной Литературный
материал Музыкальные
источники Иллюстративный материал
Святой равноапо-стольный великий князь Владимир Святославич - ду-ховный родоначаль-ник народа русского «Святое слово веры»
«О Родине, о добле-сти, о славе»
Симфоническая поэма М. Балаки-рева «Русь». Пес-нопения Святому князю Владимиру. «Молитвы о святом равноапо-стольном князе Владимире». Художник Васнецов В. М. «Крещение князя Владимира» 1890 г
Заступники земли Русской. Преподоб-ный Илия Муромец «Святые заступники Руси»
фрагмента 1-й части «Богатырской сим-фонии» А. Бородина Симфония №3 «Илья Муромец», «Как пойду я на быстру реченьку» сл. И муз. А. Попова репродукции В. Васнецова «Богаты-ри», икона Препо-добного Ильи Му-ромца, книга Л. Сушко «Воин гроз-ного князя»
Великий князь выбирает веру. Благоверный вели-кий князь Дмитрий Донской «Великий сын зем-ли!»
отрывок оперы Бо-родина «Князь Игорь», Песня Ж. Бичевской «Поле Куликово», «Наш край» сл. А. Прише-лец муз. Д. Кабалев-ского репродукции картин художников с изоб-ражением Дмитрия Донского, книга Ю. Лащиц «Дмитрий Донской»
Духовные витязи брянской земли: Преподобный Алек-сандр Пересвет и Преподобный Ан-дрей Ослябя «Пересвет и Ослябя» Музыка Мусоргского «Ворота в Киев»
Православный муль-тфильм «Пересвет и Ослябя» Опублико-вано 02.09.2016 | Ав-тор: Анатолий Бада-нов Православный книга Аллы Колибаб «Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя». Фрагмент фрески Серапионовой пала-ты Троицкого собо-ра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Довмонтов меч. Бла-говерный князь Довмонт Псковский «Довмонтов меч» Песня «Ангелы в небе высоком жи-вут», исп. Подсекаев Д., Глущенко П., Песня “Дай мне си-лы помолиться” муз. Южиной Л. А Каргалов, В. В. Ис-торические повести, художник В. Жереб-цов. Книга В. Вос-кобойников «Лики святых».
Святой благоверный князь Александр Невский - защитник Земли Русской Д. Бедный «Герой не гибнет умирая…»
«Заступники земли Русской…»
Хор «Славься!» от-рывок из оперы Глинки «Иван Суса-нин», «Богатырская» симфония, «Коло-кольный звон». Пес-ня «Золотая даль». Кантата "Александр Невский" С. С. Про-кофьева, грампла-стинки с записью «Славься!». Картина П. Корина «Александр Невский», книга «Житие Александра Невского»
Святой праведный воин Феодор Уша-ков В. Фирсова «Чувство родины»
"Звучит тропарь праведному воину Феодору Ушакову", «Вокализ» муз. С. В. Рахманинов Памятник Ф. Ф. Ушакову в Херсоне
Повести о святом мученике Меркурии, чудотворце Смолен-ском «Святой Меркурий Смоленский» звон колокола, сред-невековая церковная музыка, «Русь назы-вают Святою…» сл. И муз. архидиакон Роман (Тальберг) Церковь Меркурия Смоленского (показ альбома). Иконы с ликом Меркурия.
Мученик рождается в вечность. Георгий Победоносец Н. Гумилёв «Идущие с песней в бой…»,
«Святой великому-ченик Георгий По-бедоносец». С. Рахманинов кон-церт для фортепиано с оркестром №2, 1-я часть, кантата С. Прокофьева «Алек-сандр Невский» Икона святого Геор-гия. Первая полови-на XIV в. Византий-ский музей, Афины, Поэты о святом Ге-оргии
И хотя технология подготовки и проведения всех встреч в литературно-музыкальных гостиных одинаковая, но каждая встреча должна отличаться оригинально-стью оформления зала, подготовки выступлений детей и взрослых, наличием гостей, раз-нообразием форм активизации участников (см. таблица 4)
Таблица 4
Формы образовательной деятельности на встречах литературно-музыкальных гос-тиных
Тема встречи в гостиной Формы организации образовательной деятельности
Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич - духовный родоначальник народа русского Просмотр компьютерной презентации; слушание симфонической поэмы, рассматривание репродукции художника Васнецов В. М., стихотворение Э. Асадова «Россия начиналась не с меча…»
Заступники земли Русской. Преподобный Илия Муромец Театральные этюды «Подвигов Ильи Муромца» (дети, родители, звуковое и фоновое сопровождение. Слушание «Дорога Добра» (видеоролик). Встреча с представителем православной церкви протоиереем Николаем Германским.
Великий князь выбирает веру. Благоверный великий князь Дмитрий Донской Просмотр фрагмента из мультфильма «Лебеди Не-правды». Слушание рассказов из книги для детей «Как Дмитрий Донской в Куликовской битве победил…»
Духовные витязи брянской зем-ли: Преподобный Александр Пересвет и Преподобный Ан-дрей Ослябя Игра «Золотые ворота», рассматривание иллюстраций книги Аллы Колибаб «Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя». Православный мульт-фильм «Пересвет и Ослябя».
Довмонтов меч. Благоверный князь Довмонт Псковский Рассматривание репродукций художника В. Жереб-цова. Просмотр компьютерной презентации. Слуша-ние стихотворения псковского поэта Александра Гу-сева "Довмонтов меч" под музыкальное сопровожде-ние.
Святой благоверный князь Александр Невский - защитник Земли Русской Просмотр компьютерной презентации. Рассматрива-ние картины, слушание 4 кантаты из оперы «Алек-сандр Невский» С. Прокофьева («Вставайте, люди русские»).
Святой праведный воин Феодор Ушаков Видеоролик из фильма «Великие победы Святого ад-мирала Ушакова», слушание стихотворения «Богата Русь на времена …» В. Тимошенко, театральные этюды из жизни Ф. Ушакова, игра «Я - капитан».
Повести о святом мученике Меркурии, чудотворце Смолен-ском Игра: «Храм», слушание стихотворения Виктории Скитёвой «Святой мученик Меркурий Смоленский», встреча с иереем Михаилом, представители право-славной церкви.
Мученик рождается в вечность. Георгий Победоносец Просмотр мультфильма «Егорий храбрый». Конкурс рисунков о святом Георгии, рассматривание иконы «Святого Георгия». Беседа о героях, награждённых Георгиевскими крестами. Русская народная игра: «Заря-заряница»
Среди гостей встреч в музыкально-литературной гостиной были :
представители православной церкви протоиерей Николай Германский, иерей отец Михаил;
работники Ракитянской детской библиотеки В. Н. Шелудченко, Т. В. Рыбникова;
научные работники Ракитянского краеведческого музея О. В. Войтишина, И. Н. Денежко;
преподаватели Ракитянской школы искусств и Дома детского творчества М. Б. Холодов, Е. Л. Лебедева;
методисты ДК «Молодежный Л. И. Коробкова, Ю. Н. Джураева.
К каждой из встреч оформляется выставка детско-взрослых поделок, рисунков, рас-красок. Тематика некоторых из них указана в пособиях к программе «Добрый мир» :
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тет-радь [5].
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Се-мья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья [6].
Таким образом, правильно организованная работа литературно-музыкальной гости-ной с детьми, педагогами и родителями воспитанников подготовительной к школе группы оказывает содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у не-го :
нравственных чувств совесть, милосердие, сопереживание к близким людям, при-роде, добросердечность, любовь, вера;
нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедли-вость);
нравственной позиции (проявление внимания, ценностного отношения к людям, родному дому, добрым традициям; темам духовно-нравственного содержания);
нравственных привычек, умений и навыков, поведения отзывчивость – внимание и умение заботиться о ближнем. Оказание помощи близким и нуждающимся. Инте-рес и активное познавательное отношение к ценностно-смысловой стороне дей-ствительности;
нравственных качеств Милосердие. Трудолюбие. Послушание. Уважение. Стыдли-вость. Правдивость. Совестливость. Вдумчивость. Доверие. [3].
Использованная литература:
1. Батырханова, Л. Т. Учебно-методическое пособие по проведению занятий литера-турной гостиной / сост. Л. Т. Батырханова. - Павлодар: Кереку, 2010. – 90 с.
2. Зябкина, В. В., Микляева, Н. В., Родионова, Ю. Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2010.- 88 с.
3. Логинова, Н. В. Нормативно – правовая база по духовно-нравственному воспита-нию и образованию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования URL : https://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds_26/SiteAssets/SitePages/Духовно-нравственное%20 воспитание. pdf(дата обращения 15.10.2018).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерально-го государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистри-ровано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL : https://www.consultant.ru (дата об-ращения 15.10.2018).
5. Шевченко, Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. - М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.- 40 с.
6. Шевченко, Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Устроение от-ношений в нашей жизни. Книга 3. под ред. Л. Н. Антоновой М. : Центр поддержки культур-но-исторических традиций Отечества, 2011.- 96 с.