Елена Баранова
Проект для детей от 4 до 5 лет по духовно-нравственному воспитанию посредством изобразительной и музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила воспитатель: Баранова Е. В.
«Добрый мир»
Актуальность
Дошкольное детство – это период, когда у ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, формируются осознание собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе, о семье и родной земле и стране. Именно в этом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно осуществляться совместными усилиями дошкольной образовательной системой и семьей.
Публикация «Проект для детей от 4 до 5 лет по духовно-нравственному воспитанию посредством изобразительной и музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте того, что окружает его, развивать творческие способности, обогащая его духовный мир. Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ложится в основу всей жизни ребенка.
Одним из важнейших направлений в дошкольном образовании является художественно – эстетическое и музыкальное развитие ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность детей. Воспитание духовных ценностей это – непрерывный процесс усвоения детьми определённых знаний, умений и навыков, развития у них способностей к художественному творчеству: изобразительному, музыкальному, театрализованному. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей.
В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, есть раздел социально-личностного направлении работы с детьми, но он не входит в сетку занятий. Поэтому воспитатели иногда упускают этот раздел, как воспитательный. Но ведь он является одним из главных. Если ребёнок не станет великим математиком - это не беда, но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, предупредительным, то зря мы его учили всему остальному.
Цель проекта:
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам изобразительной и музыкальной деятельности;
Обеспечить разностороннее развития каждого ребенка, сформировать творческие способности.
Задачи проекта:
Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
Учить детей различать добро и зло, любить добро, творить добро;
Формировать жизненные позиции и отношение к окружающим с помощью изобразительной и музыкальной деятельности;
Развить речь, воображение, наблюдательность, видеть прекрасное в самых обычных предметах;
Создавать условия творческого развития детей;
Воспитывать интерес и любовь к культуре и народному творчеству.
Участники проекта: воспитанники и родители средней группы, воспитатели.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь.
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Формы реализации проекта: Беседы, игровая деятельность, игры на развитие навыков общения, игры с правилами (Словесные, подвижные, свободное и тематическое рисование, обыгрывание различных ситуаций, чтение художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений).
Методы реализации проекта
Наглядно-действенный метод:
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
Наблюдение;
Чтение художественной литературы;
Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод:
Рассматривание наглядного материала;
Рассказы детей о своих впечатлениях;
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Практический метод:
Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
Проведение дидактических игр: «Найди похожий звук», «Угадай, кто позвал», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Назови ласково» и т. д.
Организация продуктивной деятельности: изо и аппликация;
Прослушивания сказок, литературных произведений, музыки.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Расширение и активизация словарного запаса слов;
Активизируют познавательную деятельность детей.
Реализация проекта:
Социально коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Этапы реализации
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Исполнители проекта:
воспитатели;
дети средней группы;
родители.
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
Подбор литературы по данной теме;
Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по теме проекта, репродукций картин;
Организовать предметно - развивающую среду для развития изобразительной и музыкальной деятельности.
2 этап (основной)
Октябрь
Реализуемые мероприятия с детьми
«Музыкальная шкатулка и её обитатели»
Задачи: познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения.
Д/и: «Найди похожий звук»
Задачи: расширять кругозор детей через знакомство с музыкальными инструментами; дать понятие о звуках музыкальных и немузыкальных;
учить различать музыкальные и шумовые звуки.
«Дымковские игрушки»
Задачи: познакомить детей с народно – прикладным искусством по изобразительной деятельности
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Беседы: «Добрые слова»
Задачи: формировать у детей представление о цене доброго слова. Учить соблюдать правила речевого этикета при помощи вежливых слов: добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания и т. д. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Русский фольклор: Сказка «Хаврошечка»
Задачи: приобщать детей к истокам народной культуры: традиции крепкая семья, уважение и почитание старших, любовь к детям; фольклора – сказки, колыбельные, пословицы, игры. Развивать интерес к художественной литературе.
«Поиграем-ка, немножко мы на деревянных ложках»
Задачи:рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа
Д/и: «Угадай, кто позвал»
Задачи: учить определять товарища по голосу; развевать фонематический слух; воспитывать слуховое внимание.
Рисование: «Украсим сарафаны матрёшкам»
Задачи: познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла; дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; учить называть свойства и качество предметов; воспитывать патриотические чувства; развивать эстетический вкус.
Беседы: «Добрые слова улучшают настроение».
Задачи: формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми; развивать представления детей о понятии «добро», воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
Рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию.
Прослушивание песни: «Доброта» группы «Барбарики».
Пальчиковая гимнастика: «Семь»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Русский фольклор: Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Потешки: «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар».
Задачи: развивать интерес к художественной литературе.
Дидактические и словесные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо»
Задачи: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках, обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.
Рисование ладошкой: «Два весёлых гуся».
Задачи: учить способом рисования ладошками и пальчиками передавать в рисунке образы веселых гусей из русской народной песенки «Жили у бабуси…»; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора.
Ноябрь
Реализуемые мероприятия с детьми
«В гости к музыке»
Задачи: создать радостное настроение от инструментального музицирования, познакомить с музыкальными инструментами.
Разучивание стихотворения: «Доброе утро»
Задачи: развивать память, поэтический слух; воспитывать любовь к поэзии.
Д/и: «Кто живёт в лесу?»
Задачи: расширять представления детей об окружающем мире по теме "Дикие животные". Обогащать пассивный и активный словарь по теме. Развивать память и внимание. Развивать моторику рук.
Аппликация: изготовление открытки ко Дню Матери.
Задачи: формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений декоративно-прикладного характера; развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления; воспитание любви к близким людям, способность видеть красоту природы.
Сказка: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Потешки: «Пошел котик на торжок»
Задачи: развивать интерес к художественной литературе.
Беседы: «Хорошие и плохие поступки»
Задачи: Выявить представление детей о хороших и плохих поступках.
Учить их анализировать поступки, давать им оценку. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение друг к другу. Развивать словарный запас детей.
Дидактические и словесные игры: «Назови ласково»
Задачи: формировать у детей умение называть ласково друг друга по имени; обогащать словарный запас детей (пример: заяц – зайчишка - заинька и т. д. или Танечка – Танюшка - Танюша и т. д. ; формировать доброжелательное, терпимое отношение к другим детям, умение замечать настроение другого.
Рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию.
Рисование: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»
Задачи: продолжать вызывать интерес к рисованию; воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение.
Пальчиковая гимнастика: «Если пальчики грустят – доброты они хотят»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Беседы: «Играть нужно дружно»
Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.
Знакомство с русско-народными инструментами
Д/и: «Угадай, на чем играю»
Задачи: упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух.
Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика: «Дорогою добра».
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы по теме проекта;
Наглядно-информационные;
Анкетирования для родителей по духовно-нравственного воспитанию;
Родительское собрание на духовно-нравственную тематику;
Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Вежливость воспитывается вежливостью», «В дом входит добро», «Народные традиции в воспитании детей», «Воспитание культурного поведения у детей»;
Памятки для родителей по теме проекта;
Акция «Кормушка для птички»;
Информация для родителей в родительский уголок «Добрый мир»
3 этап (заключительный)
Развлечение с родителями - «Добрый мир»
Подготовка презентации.
Заключение:
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по духовно-нравственное воспитание детей с опорой на социокультурные ценности посредством изобразительной и музыкальной деятельности.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:
Устойчивость навыков поведения;
Сформированность основ ценностных сфер личности;
Стабильность психического развития;
Целостность восприятия мира;
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
Формирование коллектива, где каждый само