Людмила Никулина
Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Особенно хорошо они сочетаются в квест - технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под таким названием как игра «Веселые старты». Так что же такое «квест»? Откуда он к нам пришел? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест – технологии?
Публикация «Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника» размещена в разделах
Если обратиться к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Квест - игры являются одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования.
Во многом опираясь на труды Л. С. Выгодского, в особенности на его учения о «зоне ближайшего развития», можно смело утверждать, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Под опорами мы понимаем такие виды деятельности, которые помогают участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют на самые существенные аспекты изучения.
Во время проведения квест – игр педагогу предоставляется возможность в естественной игровой среде получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального, их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет специалисту спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
Квест – это увлекательная приключенческая игра, как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе (участок детского сада, охватывая все окружающее пространство.
Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество все его историю. Ведь, квест – это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, и верили, что можно найти сказочное дерево или какой – либо предмет, которые могут принести счастье и т. п.
Альберт Эйнштейн сказал: «Самое глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного». С самого начала квеста участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильное впечатление на их дальнейшую жизнь.
Суть любого квеста состоит в последовательном поиске как можно большего количества целей. Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять – искать клад, раскрывать тайны, бороться за сокровища, спасаться от различных бедствий и катастроф и т. д. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.
Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов. Квесты могут задействовать от 2-3 до нескольких десятков человек. Часто устраивают командные квесты, когда каждая команда на скорость ищет некий предмет или решает определенную задачу. Любой квест должен иметь следующие этапы: подготовка к проведению квеста, постановка целей и задач предполагаемой игры, выбор сюжета, разработка сценария и этапов игры, наполнение содержанием, выбор места проведения, подготовка методических материалов, формирование команды помощников.
Организацию и контроль за ходом игры осуществляет воспитатель (ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами.
Образовательный квест – это новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их проведения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Данная форма организации воспитательного процесса приносит большую пользу, как взрослым, так и детям. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веб-квест – новые технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL : https://kopilkaurokov.ru(дата обращения 20.11.2018).- Загл. с экрана.
2. Доклад «Квест как форма работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс по конструированию квестов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL : https://psiholog-rmo.ru (дата обращения 20.11.2018).- Загл. с экрана.
3. Корзникова Т. П., Просоедова Н. В., Степанова М. М. Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника//Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3(272, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL : https://vuzirossii.ru (дата обращения 20.11.2018). – Загл. с экрана.
4. Применение веб-квест технологии в современном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL : https://открытыйурок. рф. ru (дата обращения 20.11.2018).- Загл. с экрана.
5. Путеводитель «Образовательный квест : от А до Я» (информационный справочник для педагогов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL :https://cdtcent.edusite.ru/DswMedia/obrazovatel-nyiykvestotadoya.docx (дата обращения 20.11.2018). - Загл. с экрана.
6. Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL : https://e-koncept.ru/2013/53282.htm (дата обращения 20.11.2018).- Загл. с экрана.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL : https://fgos.ru (дата обращения 20.11.2018).- Загл. с экрана.