Виктория Ложкина
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Это Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/c № 87
___К. Е. Некрасова
«___» ___2018г.
ПРОЕКТ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Это Родина моя!»
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Авторы проекта :
Ложкина В. С., педагог-психолог
Каракчеева В. Г., воспитатель
Возраст детей: 6-7 лет
Продолжительность: 01.09.2018г. – 31.05.2019г.
г. Калининград
2018 г.
Пояснительная записка
«Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, в поле-каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё, родное!
Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Актуальность. Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Духовно нравственное воспитание и воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В последние годы идет переосмысление сущности духовно-нравственного и патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: полученные с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которым ходил не раз; с двором, где посадил деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание и уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятия, в играх, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование духовно-нравственного и патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование чувства уважения другим народам, их традициям;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический, познавательный, творческий.
Срок проекта : долгосрочный
По составу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный (01.09.2018 – 31.05.2019)
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники проекта : дети подготовительной группы «Озорные бабочки», родители воспитанников.
Система и последовательность работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей :
- Семья
- Детский сад
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка (Конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном края, той местности, где они живут.
Формы работы:
- Беседы
- Занятия
- Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций
- Выставки детских работ
- Творческая речевая деятельность
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Сочинение рассказов и сказок о семье
- Фотоконкурсы
- Экскурсии
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется вовремя:
• чтения педагогом рассказов
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений, воспитателем;
• обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• оформить коллекцию фотографий;
• сделать газету;
• организовать постановку литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии)
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Этапы реализации проекта
1 Этап – подготовительный
Задача: Создание тематической развивающей среды с постепенным пополнением и обогащением ее по мере изучения темы.
Результат:
-Составлено тематическое перспективное планирование
-Изготовлен дидактический материал для проведения занятий, бесед, экскурсий.
-Изготовлены тематические дидактические альбомы, где представлен весь материал по приобщению детей к культуре края и страны
-Составлены конспекты занятий
-Составлены перспективные планы, цикл этических бесед.
2. Этап - основной
Включение в программу задач духовно- нравственного воспитания. Включение в календарно-тематический план:
1. Цикла занятий познавательного характера (все занятия воспитатель планирует тематические, которые определяются ритмом народного календаря).
2. Планирование этических бесед (первая половина дня)
3. Рассматривание тематических альбомов, картинок, иллюстраций
4. Свободная художественная деятельность детей
5. Чтение художественной литературы.
6. Дидактические игры.
7. Сюжетно-ролевые игры.
3. Этап – заключительный
Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.
Предполагаемый результат:
• Сформировать знания о государстве, российской символике;
• Сформировать эмоциональные чувства причастности к родному городу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего народа.
• Сформировать культурные ценности, способствующих развитию
духовности, нравственно патриотических позиций.
• Привлечь родителей участвовать вместе в воспитании
духовно-нравственных и патриотических чувств ребенка.
Тематическое планирование
Дата Тема Содержание
Сентябрь «Моё имя» • Беседа на тему: «Моё имя»
• Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по- другому»
• Рисование на тему: «Я и моё имя»
• Выставка детских рисунков
Октябрь «Моя семья» • Беседа на тему: «Мой дом, моя семья»
• Рассматривание фотографий «Где мы отдыхали летом»
• Рисование на тему: «Я и моя семья»
• Выставка детских рисунков
Ноябрь «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»
• Прогулка-экскурсия по улице Вагнера
• Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
• Дидактические игры «Дружные ребята», «Как живёшь?»
• Выставка детских рисунков
Декабрь «Я живу на земле Калининградской»
• Экскурсия- презентация по городу Калининград
• Просмотр видеофильма «Моя планета- Калининград. Янтарный город»
• Выставка фотографий «Мой дом-моя крепость»
Январь «Наша Родина-Россия»
• Беседа на тему: «Москва-столица нашей Родины».
• Презентация «Герб, флаг, гимн России»
• Знакомство с «Конвенцией о правах ребёнка»
Февраль «День Защитника Отечества»
• Рассматривание картин из серии «Защитники Родины»
• Подвижные игры «Самолёты», «Чьё звено скорее соберётся»
• Рисование на тему: «Защитники Отечества»
• Выставка детских рисунков
Март «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
• Беседа на тему «Мама- самое прекрасное слово на свете»
• Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
• Рисование «Портрет моей мамы»
• Чтение стихов о маме
Апрель «Родная природа» • Экскурсия с детьми в малый ботанический сад
• Беседа о природе Калининградской области
• Презентация «Уникальная природа Янтарного края»
• Рисование пейзажей на тему «Родная природа»
Май «Этот День Победы»
• Беседа на тему: «Этих дней не смолкнет слава»
• Экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ
• Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
Заключительное мероприятие Выпуск газеты Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания и патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данного проекта.
С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему духовно-нравственное и патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человек благородстве. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека- гражданина Российской Федерации.
Ожидаемые результаты.
По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию :
• Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знакомятся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми.
• Имеют представления о природных богатствах края.
• Проявляют интерес к стране, в которой живут.
• Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
• Имеют представления о духовных и нравственных ценностях;
Родители :
• сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию чувства благоговения к святыням;
• воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
• являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
• понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности
• На мой взгляд данное духовно-нравственное и патриотическое направление должно было стать важнейшей частью целостного образовательно- воспитательного процесса.