Елена Машарова
Музыкально-дидактические и речевые игры для всех возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения
Средняя группа 1. «Музыкальный паровоз». Задача: Учить определять характер музыки.
Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).
Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.
Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.
2. «Кто вышел погулять?» Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
3. «Что ты, ёж?» Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.
Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.
Что ты, ёж, такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)
Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)
Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)
Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)
4. «Настали стужи». Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.
Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.
Наконец настали стужи. 4 хлопка
Во дворе замёрзли лужи. (будто шлёпают ладошками по льду)
И, чирикая, детей («клювики»)
Поджидает воробей. (повороты головы вправо-влево с кивком на 4 счёта)
5. «Зайчики и лошадки».
Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.
Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.
1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении (e e q - три прыжка, 3-й более долгий).
2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e, 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.
6. «Утята». Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.
Методика проведения:
1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.
2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.
Вышли с мамой налегке шаг (q q q q) + игра на барабане
Малые ребята.
И поплыли по реке «плывут» + глиссандо на металлофоне
Жёлтые утята.
7. «Капли». Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.
Методика проведения:
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки q q q q)
Кап-кап, кап-кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки eeee)
Кап-кап, кап-кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (имитируют крышу)
8. «Ёж». Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
По дорожке ёж, ёж шаги (q q q q)
Собирает, фош-фош,
Яркие листочки, пружинка с разворотом
Вкусные грибочки. (4 раза)
9. «Волк». Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
Через речку, через мост eeeeee q приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт. eeeeee q
Страшный волк-волчи-ще, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка
Острые зуби-щи, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка
10. «День и ночь». Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Музыкальный материал :
11. «Сочиняем музыку». Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).
Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.
12. «Музыкальные зарисовки».
Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.
Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.
13. «Хлопаем в такт».
Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.
Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.
14. «Шагаем под музыку».
Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.
Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.
15. «Карусель». Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым шагом.
Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.