Ирина Желтова
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в развитии ребёнка. Недаром Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область “Художественно-эстетическое развитие”, предполагающую формирование предпосылок ценностно-смыслового понимания произведений искусства, развитие способности к восприятию музыки, так близкой эмоциональной натуре детей.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей,
а именно: звуковысотного и динамического слуха, совершенствование чувства ритма, формирование тембрового восприятия, развитие музыкальной восприимчивости.
Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой.
Игры доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. (Муз. игра развивает интерес ребенка к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере).
Таким образом, основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей.
Музыкально-дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Таким образом, музыкально-дидактическая игра имеет две цели :
• одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
• другая - игровая, ради которой действует ребенок.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование (настольные)
2. Игры типа подвижных
3. Игры, построенные по типу хороводных
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Эти игры часто проводятся с пособиями.
Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее выполнить правила игры - определить на слух музыкальное произведение, музыкальный инструмент или выполнить др. задание и поднять в соответствии с этим карточку.
За лучшее выполнение задания дети поощряются - награждается фишкой, флажком и т. п. – важно помнить, что выйти из игры каждый ребёнок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней.
Например, игра «Слушаем внимательно»,
программным содержанием которой является знакомство детей с муз. инструментами, дача представлений о тембровом разнообразии музыки.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями, выполняя правила игры.
В конце игры наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
Игра «Море и ручеек».
Программное содержание игры - учить детей различать темп музыки, своевременно реагировать на смену характера, силу звучания музыки.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Игры «Слушай внимательно», «Инструменты симфонического оркестра» и т. п., можно проводить по типу игры «Чей кружок скорее соберется».
Исходя из основной задачи музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях, муз-дид. игры классифицируются на:
• Игры на развитие звуковысотного слуха. Развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.
• Игры, развивающие динамический слух - развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.
• Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
• Игры на развитие чувства ритма.
• Игры на восприятие музыки.
Например, игра на развитие чувства ритма «Звучащий клубок», развивающая способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.
Игра «Музыкальный домик» - на развитие тембрового слуха.
Не секрет, что современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.
Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывают педагогу электронные мультимедийные презентации.
Их использование позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации.
Мультимедийная игра «Муз. посылка»
Музыкальный руководитель говорит детям, что в детский сад пришла посылка - Фея Музыки прислала в подарок музыкальные инструменты. И предлагает познакомиться с ними.
Сменяются слайды с изображением музыкальных инструментов. Муз. руководитель называет название музыкального инструмента, и каждое изображение инструмента сопровождается соответствующим звучанием (2й раз нажать – звучание).
Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Познакомьтесь с некоторыми другими играми.
Игра «Одинаковые звуки» .
Данная работа представляет собой интерактивную игру для развития слухового восприятия у детей.
Задача - развивать способность находить два звука, одинаковые по высоте.
Дети получают письмо от Феи Музыки, которое приносит птичка – почтовик. Выясняется, что Фею заколдовал злой Волшебник. Дети должны помочь Фее и расколдовать её, выполнив задание: найти два одинаковых по высоте звучания звука.
Взрослый нажимает нотку в центре слайда, и предлагает послушать звук. Затем нажимает на колокольчик, ребёнок определяет, имеет ли колокольчик такую же высоту звучания, как и нота. Когда будут найдены два одинаковых звука необходимо поощрение. При нажатии левой кнопкой на цветок, появляется анимационная картинка.
Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что эффективность художественно-эстетического развития дошкольников обеспечивается большими педагогическими возможностями музыкально-дидактических игр. В процессе игр в детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.