Татьяна Андреевна
Музыкальная гостиная «Песни о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Латышева Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад общеразвивающего вида № 151
"Рыбачок"
Музыкальная гостиная "Песни о войне"
Возраст: подготовительная к школе группа
Цель: Создание условий для обогащения знаний детей о В. О. В., воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свою Родину посредством слушания музыки.
Публикация «Музыкальная гостиная „Песни о войне“» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Задачи:
1. Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины через слушание песен о войне.
2. Расширять знания детей о песенном наследии нашей страны, развивать слуховую память, зрительное внимание.
3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
4. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. : в честь героев слагают стихи и песни.
5. Продолжать воспитывать слушательскую культуру и вызывать эмоциональный отклик у детей.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста сегодня становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Методы и приемы: Беседа с детьми, поэтическое слово, пластическое интонирование, танцевальная импровизация при слушании музыки.
Краткий план проведения мероприятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сюрпризный момент.
3. Слушание музыки и танцевальная импровизация. Беседа по слушанию.
4. Просмотр видеофильма. Беседа.
5. Слушание музыки и пластическое интонирование. Беседа по слушанию.
6. Слушание музыки. Беседа по слушанию.
7. Рефлексия. Итог мероприятия.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в музыкальный зал.
Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Андреевна, сегодня мы с вами поговорим о музыке.
Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей! (Муз. приветствие «Доброе утро» (сл. и муз. М. Картушиной)
В зал входит военный – заносит посылку.
Муз. рук: Здравствуйте, товарищ солдат! Дети, давайте поздороваемся с солдатом. (дети здороваются)
Военный: Здравствуйте, ребята! Здесь находятся дети из группы «Улыбка»? ( дети: «Да») А здесь сейчас находится музыкальный руководитель Татьяна Андреевна ( дети: «Да») Для вас посылка. Мы обнаружили ее, когда исследовали старый окоп. Получите, распишитесь!
Муз. рук. : Спасибо! (Солдат уходит). Ребята, нам пришла посылка! Давайте ее рассмотрим: Она очень старая, а вот здесь я вижу подпись: (читает) «Для ребят из группы «Улыбка» и Татьяны Андреевны. От солдат, которые храбро сражались за мир и за Родину в 1941 году»
Муз. рук. : Дети, посмотрите, (показывает) нам отправили посылку из прошлого! А что за событие произошло в 1941 году? (ответы детей) Правильно! Великая Отечественная война.
Вы знаете, почему она носит такое название? Великая, потому, что охватывала огромные территории – целые страны! А Отечественная потому, что весь народ поднялся на битву с врагом – деды, отцы, молодые мальчишки все воевали за мир и победу над войсками фашистской Германии!
Давайте откроем и посмотрим, что же нам отправили в этой посылке. (Открывает коробку, достает проектор и пленки)
Дети, посмотрите, это старое устройство – напоминает мне проектор для просмотра видеофильмов, а еще здесь есть кинопленка с подписями. Посмотрим? (Ответы детей)
М. рук. вставляет первую пленку и читает подпись на тубе: «Синий платочек»
Муз. рук. : Здесь еще и письмо. Я вам его прочту:
«Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня
Любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.
Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулемётчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!»
Достает синий платочек из коробки.
Дети, эта песня мне знакома, давайте мы все сейчас встанем в пары и потанцуем, слушая ее. Внимательно слушайте и подбирайте движения в соответствии с характером песни.
СЛУШАНИЕ И ТАНЦ. ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Муз. рук. : Молодцы, ребята! Мне кажется, вы выбрали движения, которые действительно соответствуют характеру музыки. А какая эта музыка по характеру звучания ( ответы детей: вальсовая, плавная, танцевальная, печальная, грустная, спокойная, красивая)
А о чем поется в этой замечательной военной песне? ( ответы детей: о синем платочке, о девушке, которая ждала своего любимого с войны, подарив ему свой синий платочек, о храбрости и героизме русских солдат, сражавшихся за своих любимых жен, сестер, мам и дочерей)
Вывод по слушанию 1 произведения: Ребята, песня «Синий платочек» была написана в самом начале войны. Автор подарил нам такую красивую песню, чтобы мы никогда не забывали о той войне, что разлучила столько людей, о тех героях, что сберегли для нас мир!
Муз. рук. : Итак, война разлучила людей, принесла боль и страдание нашим прадедушкам, которые в то время были молоды. Давайте посмотрим на экран. Как началась страшная война 1941-1945 г. г.
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА. Беседа с детьми.
Муз. рук: Что мы увидели в этом маленьком фильме, нарисованном обыкновенным речным песком на стекле? Сначала - спокойную мирную жизнь, людей, сидящих на скамье и любующихся на цветы, на солнце. Вдруг, неожиданно прилетели вражеские самолеты и начали сбрасывать бомбы на нашу страну. На людей, на цветы, на нашу Родину… И солнца не стало. Из всех громкоговорителей доносилось: Наступила война! И спокойная музыка сменилась тревожной, быстрой…
Муз. рук: Давайте посмотрим следующую видеоленту, ( вставляет вторую пленку и читает подпись на тубе: «Идет война народная!»
Ребята, давайте послушаем и попытаемся понять, о чем же следующее музыкальное произведение хочет нам рассказать». Чтобы точнее узнать характер музыки можно выражать его с помощью правой руки. (Метод пластического интонирования)
Слушание музыки.
Муз. рук: Я заметила, что ваши движения были отрывистыми и даже резкими. А какой по характеру была эта музыка? ( ответы детей: решительная, бойкая, маршевая, резкая, отрывистая, быстрая, бодрая). Совершенно верно, вы все заметили подвижный, героический характер этой музыки. Давайте прочтем письмо, которое было написано к этой записи. (читает) :
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Муз. рук: Дети, о чем же поет хор в этой песне? ( ответы детей: о войне, о борьбе с фашистами, о том, что наши солдаты не сдаются, а идут в бой смело и верят в победу)
Правильно, молодцы!
Вывод по слушанию второго произведения: Песня «Священная война» была написана через 2 дня после начала В. О. В.
Эта песня – героический гимн о вере в Мужество наших бойцов! Она была создана, чтобы помочь, поддержать наш народ во время войны.
Вот такой страшной, тяжелой, полной горя была война. Но наши бойцы верили в Победу. И вот она наступила! Посмотрим следующий фрагмент:
Слушание музыки (фрагмент)
Беседа по слушанию. Какая это песня? ( ответы детей: веселая, радостная, победная, бодрая, энергичная, решительная, весенняя)
Правильно. Эта победная песня была написана уже через много лет после окончания войны, как напоминание о радости от освобождения от страшной войны. (Берет письмо и читает) :
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Муз. рук: Ребята, как вы думаете, зачем нам послали эту посылку из 1941 года?
( ответы детей: чтобы мы не забывали о событиях 1941-1945 года, чтобы мы послушали песни о войне, чтобы мы не забывали героев войны)
Вывод по слушанию третьего произведения: Сейчас те, кто воевал уже стали совсем старенькими, а кого-то уже нет в живых. Но тогда, в 1941 году – они были молодыми мальчишками и девчонками, которые любили Россию, нашу Родину, любили и нас с вами, хотя нас еще не было на свете. Ведь ради нас, ради мира на земле они и сражались! И верили, и победили врага! Давайте помнить и гордиться нашими ветеранами.
Рефлексия:
Что я узнал сегодня?
Мне понравились песни …
Я запомнил…
Я расскажу сегодня дома о ….
Я слушал песни о ….
Я услышала песни из прошлого, в них поется о ….
Муз. рук: Вы были сегодня самыми внимательными слушателями и я хочу наградить вас всех георгиевскими ленточками, символом радостной и долгожданной Победы в В. О. В.
Спасибо вам!
Итог мероприятия. Награждение детей георгиевскими лентами. Под песню «День Победы»
Материалы и оборудование: Ноутбук, муз. центр, проектор, коробка – посылка с пленкой и старым проектором, синий платок, «письма» на каждое музыкальное произведение, георгиевские ленты для детей.
Музыкальный репертуар : 1)Муз. приветствие «Доброе утро» (сл. и муз. М. Картушиной)
Песни для слушания : 1) «Синий платочек» - музыка : Ежи Петерсбурский, слова: Яков Галицкий.
2) «Священная война» – музыка : Александр Васильевич Александров, слова: Василий Иванович Лебедев – Кумач.
3) «День Победы» - музыка : Давид Тухманов, слова:Владимир Харитонов.
4) Музыкальное сопровождение видеофрагмента «Реквием на песке»
- «Темная ночь» музыка : Никита Богословский, слова: Владимир Агатов.
- речь Юрия Левитана о начале В. О. В.
- «Священная война» – музыка : Александр Васильевич Александров, слова: Василий Иванович Лебедев – Кумач.