Анна Полякова
Литературно-музыкальная гостиная «Поговорим об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературно- музыкальная гостиная «Поговорим об осени»
Цель: расширить представление об осени как времени года.
Программные задачи: расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания об осени. Воспитывать умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту через произведения искусства, музыкальные произведения. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать эстетические чувства, чувство композиции и цвета.
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная „Поговорим об осени“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Темочки
Предварительная работа: разучивание стихотворений и песен об осени, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание тематических альбомов, тонирование листа.
Материал: презентация «Осень глазами русских художников», листья для танцевального упражнения, ватман тонированный, листья деревьев, краски гуашь, кисть, банки с водой, подставки для кисти, фонограммы музыкальных произведений.
Методы и приемы: словесный, практический, художественное слово, беседа, слушание.
Ход:
Дети сидят полукругом, воспитатель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой
В-ль: О каком времени года говорится в стихотворении? Какие слова использует автор для того, чтобы описать лес? Вам нравится осень? Объясните, почему. Конечно, осень, как художница разрисовывает природу в разные цвета. Аня и Рома прочитают стихи об осени –художницы.
Осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень :
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну. " -
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жё лтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берё зка шепчет:
"Зябну. "
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
"Мёрзну! Мёрзну!"
Обмануло золото -
Не спасло от холода.
В-ль: Ребята, осень веселое или грустное время года? Осень красивая, яркая, пестрая, разноцветная, но в то же время немножко грустная. Как вы думаете, почему? (часто идут дожди, улетают птицы, некоторые животные ложаться спать, дни становятся короче, солнышко не греет, листья опадают, природа засыпает).
В-ль: Не только поэты пишут стихи об осени, но и композиторы сочиняют музыкальные произведения об этом времени года. Например, Петр Ильич Чайковский сочинил цикл музыкальных произведений, которые так и называются «Времена года». Мы с вами послушаем сейчас произведение, которое называется «Октябрь. Осенняя песня».
Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
В-ль: Какое настроение у вас вызывает это произведение? Какая музыка по характеру? Что вы представили, когда слушали эту музыку?
В-ль: А теперь послушайте другое произведение, которое тоже называется «Времена года. Осень», которое написал другой композитор Вивальди.
Прослушивание произведения.
В-ль: Я предлагаю вам взять в руки листочки, представить что мы осенние листья которые летят по ветру и изобразим красивое явление природы –листопад.
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
В-ль: Тоже мелодия немного грустная. Мы с вами учили песню про осень, которая веселая, радостная и называется «Осень в лесу». Давайте ее споем.
Исполнение песни «Осень в лесу».
В-ль: Вика и Тимур тоже приготовили стихи об осени.
Золотые паруса
Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала, без конца
За рекой и у крыльца.
Вот они плывут куда-то —
То назад, а то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.
Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные,
Золотые паруса.
Осенний лист
Только ветер ветку тронет —
Жёлтый лист она уронит.
С ветки, как парашютист,
Полетит на землю лист.
Если в лужу упадёт,
Как кораблик, поплывёт.
В-ль: Не только поэты и композиторы говорят об осени, но и художники пишут картины об этом времени года.
Просмотр презентации.
И. Левитан «Золотая осень» мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Узкая речка с невысокими берегами. Перед нами березовая рощица. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета : желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета.
В. Поленов «Золотая осень» Осень на этой картине еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло.
И. Остроухов «Золотая осень» Перед нами чаща леса или парка. На переднем плане - клены. Большая часть листвы - желтого цвета, но есть и зеленый, и красноватый, и коричневый. Их мы можем рассмотреть, лишь хорошенько вглядевшись в картину. Небольшое количество этих тонов, а также чернота стволов и ветвей, лишь подчеркивают золото листвы. А вот трава еще почти везде зелёная. Она желтеет позже, и на картине зелень хорошо подчеркивает эту ослепительную желтизну.
В-ль: Я предлагаю вам стать тоже на время художниками. И написать свой осенний пейзаж. У нас с вами будет одна большая картина. А помогут нам с вами листья. На что они похожи? Правильно, на маленькое дерево. Вот ствол, а это веточки, а это крона –листья. На листья мы будем наносить краску и печатать их на нашем ватмане. Ствол, веточки прорисуем кистью. Какие цвета вы будете использовать для изображения осеннего пейзажа?
Самостоятельная работа детей. Рассматривание работы.
В-ль: Какая замечательная картина получалась. Яркая, красочная. Какое настроение она вызывает? Как можно ее назвать?
Рефлексия:
-О чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам больше всего понравилось: слушать музыку, танцевать, читать стихи, рисовать?
В конце воспитатель читает стихотворение А. Пушкина «Унылая пора…»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.