Лариса Постнова
Сценарий музыкальной гостиной для педагогов «Звучала музыка с экранов»
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча в музыкальной гостиной с педагогами детского сада “ Звучала музыка с экрана”
Добрый день, дорогие коллеги.
Сегодня наша с вами встреча посвящена истории зарождения и развития кинематографа, послушаем музыку, которая сопровождает фильмы, помогает авторам кино лучше раскрыть содержание, обогащает его.
Киноискусство – уникальное явление, оно вобрало в себя несколько искусств.
Публикация «Сценарий музыкальной гостиной для педагогов „Звучала музыка с экранов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Авторами кино признаны братья Люмьер. Поначалу ничто не предвещало их новому изобретению статуса искусства. Его создатели относились к своему детищу довольно легкомысленно. Один из братьев, Огюст, думал,что они с братом сконструировали всего лишь забавную игрушку, которая будет в моде не дольше полугода. Своё название новый вид искусства получил не случайно: греческие корни слова “кинема” и “графо” означают – “пишу движение”. Кино даёт возможность видеть движение, а значит – жизнь. Вероятно, именно поэтому новое искусство сразу приняли и полюбили.
Все мы знаем, что сначала кино было“немым”. Но музыка уже тогда соседствовала с ним. За фортепьяно сидел….(кто…тапёр (музыкант, который сопровождал фильм, импровизировал под сменяющие друг друга экранные картины). Одним из таких тапёров был и Д. Д. Шостакович.
“…Помнишь звуки немого кино?
Аппарат так уютно стрекочет
Зритель титры читая, бормочет –
Он с актёром сейчас заодно….”
Просмотр фрагмента немого кино.
Эра звукового кино. Эпоха 30-х годов.
В 1927 году началась эра звукового кино. Это был фильм А. Кросленда “Певец джаза”. Музыка органично вошла в фильм и стала его “атмосферой”.
Благодаря музыке и изысканной режиссуре, жизнь персонажей приподнялась над обыденностью и заиграла новыми красками.
В 1932 году в СССР вышел первый художественный звуковой фильм – “Путёвка в жизнь” (режиссёр Николай Экк) с Николаем Баталовым и Михаилом Жаровым в главных ролях. Речь в фильме шла о беспризорниках.
(Посмотрим фотографии с фрагментами из этого кинофильма.)
В 30-х годах прошлого столетия историко-революционная тема становилась главной. Появился большой цикл фильмов о героях революции 1917 года, Гражданской войне (“Чапаев”, “Броненосец Потёмкин” и другие).
Сейчас мы послушаем одну из революционных песен:
Революционная песня “Смело, товарищи, в ногу”(из к/ф “Как закалялась сталь”)
Особое распространение в 30-х годах получила музыкальная комедия. Это всем известные кинофильмы “Весёлые ребята”, “Цирк”. Создателем жанра явился Григорий Александров.
Послушаем песню из музыкальной комедии тех лет. Кому знакома эта песня – можете подпевать!
Дмитрий и Даниил Покрассы “Три танкиста” (из к/ф “Трактористы”)
Впервые песня прозвучала в фильме “Трактористы” в 1939году. В фильме её поют возвращающиеся с Дальнего Востока три товарища, три героя военных событий на озере Хасан (бои с японскими захватчиками явились предвестниками Второй мировой войны). Первая танкистская песня про “экипаж машины боевой”, посвящённая защитникам рубежей Родины, полюбилась в народе, она стала неофициальным гимном танковых и пограничных войск.
Эпоха 40-х годов
Старинная пословица гласит: “Когда говорят пушки – музы молчат”. Великая Отечественная война заставила кинематограф перестроиться. Фантазия и художественный поиск отступили на второй план. Экран принял облик войны.
(Звучат песни из кинофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне) :
Николай Богословский “Любимый город” (из к/ф “Истребители”)
Матвей Блантер” Катюша” (из к/ф “ А зори здесь тихие”)
Эта песня была написана в конце 30-х годов, но свою огромную популярность получила именно во время Великой Отечественной войны. И в наше время её поют и в семейном кругу, и на эстраде.
Этап “ Оттепели”, 50-е - 60-е годы.
В середине 50-х годов в жизни нашей страны начался новый этап – этап “Оттепели”. После десятилетий тоталитарного режима люди почувствовали некоторую свободу, что открывало новые возможности для творчества. Комедии постепенно становились лиричнее, смех – непосредственнее, оптимизм – искреннее.
Всенародным успехом пользовались три комедии: “Верные друзья”, “Иван Бровкин”, “Девчата”
Послушаем музыку из кинофильмов 50-х годов:
Александра Пахмутова “ Старый клён” (из к/ф “Девчата”)
Родион Щедрин “Весёлый марш монтажников” (из к/ф “Высота”)
А кинокомедии…“Операция “Ы” и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Бриллиантовая рука” сразу стали чемпионами проката. Режиссёр этих комедий – Леонид Гайдай.
Послушаем музыку из всеми любимых фильмов:
Александр Зацепин “Остров невезения”(из к/ф “Бриллиантовая рука”)
Александр Зацепин “Песня про зайцев” (из к/ф “Бриллиантовая рука”)
В 60-х годах музыкальный фильм поднялся на новый уровень. Появились актёры, для которых петь в кадре так же естественно, как и говорить. На преобразование музыкального кино в заметной степени повлияли режиссёр Жак Деми (1931-1990) и композитор Мишель Легран (род. 1932). Вместе они создали такие фильмы, как “Шербургские зонтики”, “Девушки из Рошфора”, героями которых были молодые французы с их повседневными проблемами. Однако благодаря музыке и изысканной режиссуре жизнь персонажей приподнялась над обыденностью и заиграла новыми красками.
Слушаем французскую музыку :
Мишель Легран “ Жди меня” (из к/ф “Шербурскиезонтики”)
Простые и поэтичные мелодии Леграна, сойдя с экрана, зазвучали с эстрады и музыкальных дисков, принесли автору огромную популярность.
Эннио Морриконе “ Chimai” (из к/ф "Профессионал”)
Эта мелодия получила мировую известность. В 1982 году её автор получил премию “Сезар” за лучшую музыку к фильму. В главной роли снялся Жан-Поль Бельмондо.
Эпоха конца 20-го века. (70-90-е годы)
В 70-х годах кинематограф в Советском Союзе, в отличие от голливудского и европейского, был не частным предприятием, а был государственной монополией и приносил огромный доход государству. На смену революционной и военной тематике прошлых лет пришли поэзия и проза повседневности.
Сейчас прозвучат мелодии из кинофильмов конца прошлого столетия:
Ян Френкель “Калина красная”(из к/ф “Калина красная”)
Александра Пахмутова “Птица счастья ”(из к/ф “О спорт, ты- мир”)
Начался бум телесериалов.
Послушаем музыку из них :
Сергей Лебедев “Песня гардемаринов” (из т/ф “Гардемарины, вперёд”)
Раймонд Паулс “Двое” (из к/ф “Долгая дорога в дюнах”)
Игорь Корнелюк “Город, которого нет” (из к/ф “Бандитский Петербург”)
Песни, которые исполняются в кинофильмах, очень часто становятся популярными. Они звучат в концертах, на радио, телевидении, за праздничным столом. Песни начинают жить самостоятельной жизнью. Часто музыка “переживает” сам фильм, то есть, кинофильм уже никто не помнит, а музыка – живёт!
В киноискусстве есть ещё замечательный вид деятельности, где работают настоящие добрые волшебники. Они создают для детей мультфильмы!
Звучит музыка из мультфильмов. Все можете дружно петь!
Владимир Шаинский “Песенка Черепахи” (из м/ф” Львёнок и Черепаха”)
Владимир Шаинский “Пусть бегут неуклюже” (из м/ф “Чебурашка”)
Владимир Шаинский “Песенка о кузнечике” (из м/ф “Приключения Незнайки”)
Заключение.
20-й век ушёл в прошлое. Всё чаще стали звучать голоса, утверждающие: искусство кино уходит вместе со своим веком. И что же, выходит, что будущее принадлежит только яркому зрелищному кино, напоминающему видеоигры? Уверенно можно ответить: НЕТ! Конечно, традиционные кинематографические профессии меняют своё содержание. Экраны домашних телевизоров становятся крупнее, преображаясь в домашние кинотеатры. И в скором времени зритель будет не пассивным получателем впечатлений, а творческим соавтором фильма, но это – в будущем. А пока режиссёры чаще заглядывают не в будущее, а в прошлое. Оказывается, кино далеко не исчерпало своих возможностей. И мы ещё увидим много прекрасных кинофильмов и услышим много интересной, красивой музыки!
На этом наша с вами встреча окончена. Спасибо за внимание.
До новых встреч!