Приложение МААМ

Интегрированный урок литературы и музыки «Музыка в стихах Лермонтова»

Людмила Габулова
Интегрированный урок литературы и музыки «Музыка в стихах Лермонтова»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно-педагогическая идея: «Музыка в стихах М. Ю. Лермонтова

Габулова Л. Ю.

Цопанова З. М.

«Если в детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» В. Сухомлинский.

Публикация «Интегрированный урок литературы и музыки „Музыка в стихах Лермонтова“» размещена в разделах

Отрывок из кинофильма «Лермонтов» (чтение Бурлеевым стихотворения «Пророк»).

Уч. литературы -1841 год, до гибели Лермонтова оставались считанные недели. Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни. Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире. Лермонтов в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.

Но поэт и представления не имел о том, что в истории литературы останется гением, и что стихи его будут не только читать, но и петь.

Уч. музыки - Что стало бы с музыкой, если б не было литературы и наоборот?

Мелодия превратилась бы в сплошной вокализ.

Вокальная музыка – это синтез музыки и литературы. Песня – это исток и вершина музыки. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной.

Сегодня мы послушаем музыку, написанную на стихи М. Ю. Лермонтова. И тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в стихах М. Ю. Лермонтова».

С самого раннего детства Лермонтов слушал музыку : «Когда я был 3 лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услышал ее, она произвела прежнее действие. Ее напевала мне покойная мать».

Лермонтов – один из самых одаренно-музыкальных поэтов. И он сам сочинил музыку на стихи «Казачья колыбельная песня». Сейчас в исполнении солистки Кубанского хора Дарьи Дроновой прозвучит эта песня. Обратите внимание на монотонность интонации: мягкая, нежная, раскачивающаяся мелодия.

Уч. литературы - Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. К этому периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества. Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную. Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотен русских солдат.

- Какой сюжет проглядывается в песне?

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о том, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

- Почему автор использует в песне совершенно не подходящие для колыбельной слова?

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Уч. музыки – Многие русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие мотивы. Особо хочется выделить Александра Егоровича Варламова. Певцы, исполняющие романсы на стихи Лермонтова, предпочитали именно музыку Варламова. Сейчас мы исполним романс «Парус» (исполнение песни под аккомпонимент).

Уч. литературы - Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

- Какова композиция стихотворения?

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

Тема одиночества отражена и в стихотворении «Тучки». Прежде, чем проанализировать его, познакомимся с предысторией написания стихотворения. (Сценка с гусарами под песню М. Боярского «Умри, гусар, но чести не утрать» с последующим чтением стихотворения учеником, изображающим Лермонтова) .

Стихотворение «Тучи» Лермонтов написал в апреле 1840 г., перед отъездом во вторую ссылку на Кавказ. Собрав своих друзей, поэт и не думает веселиться, его душа переполнена страданием, ему предстоит очередное расставание с Родиной. За какие-то минуты рождается стихотворение «Тучи».

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Тучи»? О чем может идти речь в лирическом произведении, которое называется «Тучи»?

Известно, что туча – это большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град. Но только ли в таком, прямом значении употребляется это слово или у него есть еще и переносные значения? В каком из них оно нередко используется? Вспомните выражение, которое иногда используют для обозначения грозящей человеку беды и неприятностей. (Тучи собрались/ сгустились/ нависли над кем-то).

- Лирическим героем оказался изгнанник. А какую роль здесь играют тучи? И почему стихотворение называется «Тучи», хотя в самом тексте поэт употребляет только слово тучки?

На фоне грозного названия стихотворения особенно остро чувствуется мягкость первого же слова – тучки. Такое впечатление, что название следует читать уже после прочтения самого стихотворения, ведь заголовок вытекает из вывода, из последней строфы. О тучках все-таки нельзя сказать, что они вечно холодные, вечно свободные. Это характеристика туч. Наблюдается метаморфоза: превращение легких и нежных тучек-облачков в грозные холодные тучи.

Но если мы будем внимательны, то уже в первой строфе заметим посланный нам сигнал. Есть ли здесь прямое сопоставление тучек с лирическим героем?

- Нет, между ними стоят слова «будто как я же», а не просто «как я». В чем же причина такого резкого изменения отношения к тучкам?

- В чем особенность первой строфы? (Это эмоциональное обращение, усиленное восклицательным знаком).

- В чем особенность второй строфы? (Она состоит из одних вопросов. Очевидно, начав сравнивать себя с небесными странниками, герой хочет сравнить и причину гонения.)

- И вот перед нами горькое НЕТ и многоточие третьей строфы. Тучи, оказывается, сами хотят уйти. Причина ухода оказалась самой обыденной: тучам просто понадобилась смена впечатлений. На скудном севере уже нет для них новизны.

- Какой синоним можно подобрать к эпитету «холодные»? (Безразличные, равнодушные).

- Можно ли назвать лирического героя равнодушным, бесстрастным? (В отличие от вечно холодных бесстрастных туч, не умеющих любить, ни ненавидеть, он открыт страстям и страданиям.) Вот мы и ответили на вопрос о смысле заглавия. Понимание ценности для героя родины дается в контексте противопоставления себя тем, для кого она ничего не значит. Сравнивая себя странника, с «вечными странниками», герой осознает, что его боль и мука проистекают не от нехватки чего-то, а, наоборот, от полноты жизни, чувств. Ведь изгнанник, хоть он (в отличие от туч) и не вечен на земле, духовно богат, потому как у него есть родина, которую он любит, а значит, ему есть,что терять и чем дорожить.

Уч. музыки – После гибели поэта С. Даргомыжский сочиняет музыку. Самое лучшее исполнение Кубанского хора под управлением Виктора Гавриловича Захарченко сейчас прозвучит в классе.

- «Живу – как неба властелин В прекрасном мире – но один!»

Романс «Выхожу один я на дорогу». Музыку написала Елизавета Сергеевна Шашина. Елизавета вместе с сестрой выступала с концертами, аккомпанируя сестре. Сестры очень любили музыку. С Елизаветой случилось несчастье, рука стала неметь. После этого она начинает пробовать себя как композитор. Этот романс прозвучит в исполнении Александра Малинина.

Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно. Поэт предлагал ставить ноты над словами, чтобы читатель мог усвоить их истинный смысл. Это молитва, быть наедине с Богом.

Сейчас класс исполнит романс А. Е. Варламова «Горные вершины». Сам Варламов говорил, что это музыка – тишины, живительный покой. Всмотритесь в картины Горного Кавказа, написанные рукой Лермонтова. Он один из первых, кто начал рисовать Кавказ, когда служил.

Арам Ильич Хачатурян – советский композитор, 20 век. В 1940 пишет музыку к драме «Маскарад». Мелодия вальса звучит очень современно, говоря о том, что тема лермонтовского «Маскарада» очень актуальна через много лет.

Уч. литературы - Удивительный драматический талант М. Ю. Лермонтова раскрылся во всем своем блеске в пьесе "Маскарад". В этом произведении много романтики, в котором главную роль выполняет Арбенин, обладающий мятежным романтическим духом, показан поэтом, как столкновение добра и зла, божественного и дьявольского начал. В нем бушуют и накаляются, как романтические, так и трагические страсти. Стремление героя к добру оборачивается злом.

Бал, маскарад, игра - это жизнь. Под маской можно не притворяться, под маской можно быть самим собой, можно позволить себе искренность. Маскараду противопоставляется карточная игра, где наоборот, все построено на обмане, соперничестве. Здесь свои правила, правила преисподней. Эта игра не для всех. Для тех, кто в игре - это цель, сама жизнь. Но, Арбенин вне игры, для него цель жизни - любовь к жене. За маской не виден обман. Или ты участвуешь в маскараде, или решаешь свои проблемы на дуэли. Но, это не для Арбенина. Он идет против общества и устанавливает свои правила игры. (Танцуют дети под слова – Как Новый вальс хорош! В каком-то упоенье Кружилась я быстрей – и чудное стремленье Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, И сердце сжалось: не то, чтобы печаль, Не то, что б радость.)

- Что «Маскарад для Хачатуряна? (Это выражение искренней любви, преклонение перед личностью поэта и его творчеством).

Стихи Лермонтова и Созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, источником радости для любителей музыки.

Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Интегрированный урок «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве» Цели: • Дать учащимся багаж знаний о жанре изобразительного и музыкального искусства – пейзаж. Сформировать понятие значение художника,.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок литературы и музыки «Музыка в стихах Лермонтова»
Опубликовано: 26 января 2022 в 16:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный урок литературы и музыки «Музыка в стихах Лермонтова»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Габулова (УИ 2078239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД