Светлана Фомичёва
Музыка в развитии духовности и нравственности дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Музыка в развитии духовности и нравственности дошкольников
Как часто звучат в наше время слова: "русская душа", феномен русской души". Но не менее часто: "падение нравственности", "деградация общества". Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного, духовного воспитания детей.
Публикация «Музыка в развитии духовности и нравственности дошкольников» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты и дошкольное учреждение, и школа, и институт, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра.
В нашем детском саду нравственному, духовному воспитанию детей уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственном и духовном развитии дошкольников. На муз. занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать любить и прощать.
Само начало всех наших занятий – это круг, где нет первого и последнего, где, глядя в глаза стоящему рядом и подавая ему руку, припеваем: " А Миша даст руку Ване, А Ваня даст руку Маше…"
И вот уже идет душевный, теплый настрой, а заодно и распевка.
В каждом моменте муз. занятий мы стараемся акцентировать внимание детей не только на правильность интонирования или ритмичность движений, но прежде всего на том, что если это танец, то мальчик должен показать себя настоящим мужчиной: он и приглашает девочку, и ведет в круг, становится так, чтобы его партнершу было хорошо видно, во время танца охраняет ее и в конце идет и провожает девочку на место.
При исполнении песни нужно знать, что недостаточно только правильно петь мелодию песни, нужно еще и слушать соседа, стараться петь дружно, не выкрикивая, чтобы песня "сладилась".
"Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования" – так говорил Аристотель. "Дело искусства – сохранять душу". – это слова нашего современника В. Распутина.
Я, как педагог, осуществляющий муз. воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести.
На муз. занятиях большое внимание уделяется слушанию музыки. С младшего возраста дети слушают разнохарактерную музыку : и веселую, озорную, и грустную, печальную. Особенно нравятся малышам пьесы А. Гречанинова "Котик заболел" и "Котик выздоровел". Дети вспоминают своих четвероногих друзей. На их лицах написаны жалость и сострадание к маленькому заболевшему котику. Стихотворение Е. Благиной "Котенок" углубляет переживание детей. Дети нежно "гладят котенка", чтобы ему стало легче. И вот награда! Котенок выздоровел! Он снова бегает, играет, озорничает! Малыши в восторге! Они улыбаются, смеются. Как преображаются их лица!
Дети старшей группы почти единодушно решили, что грустная музыка нужна людям : она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо.
Одним из любимых произведений детей Подг. гр. стал "Романс" Г. Свиридова к повести А. Пушкина "Метель". Дети затаив дыхание, слушают симфонический оркестр! Как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке – идет работа чувств, работа души!
Стараясь воспитывать у детей любовь к природе, ко всему живому мы используем разные формы работы. Среди них занятия тематические, комплексные, где сочетаются разные виды искусства: живопись, поэзия, музыка.
С большим интересом, творческой фантазией дети изображают в двигательных импровизациях определенные образы: осенний листопад, дуновение ветра, или вальс снежинок – балеринок, или распускающийся первый весенний цветок – подснежник.
Ребята отображают свои впечатления о прослушанных произведениях на муз. занятиях в своих рисунках. Так ознакомившись со "Сладкой грезой" П. И. Чайковского каждый постарался изобразить на листе бумаги свою заветную мечту.
На муз. занятиях и праздниках используем и фольклорный материал, что очень интересно и полезно, ведь через народные песни, игры, пословицы дети приобщаются к своим корням, у них пробуждается интерес и любовь к народной культуре. Воспитывается трудолюбие и уважение к человеку труда, бережное отношение и любовь к природе, к родному краю.
Традиционными в детском саду стали "Осенины", "Посиделки", "Масленица" и др. праздники, основанные на народном фольклоре.
Добрый юмор, как известно, воспитывает лучше любых нравоучений. Так на празднике "Юморины", который проводится 1 апреля, к детям приезжают клоуны. На празднике используются стихи, шутки, дразнилки, разыгрываются забавные сценки.
А как ждут дети мамин праздник! С каким старанием они разучивают песенки о маме, бабушке! Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение! Ведь они поют о самых любимых людях! А еще можно сочинять свою песенку: "Мамочка моя, я люблю тебя!", "Мамочку люблю, цветочек подарю!" "Маме помогаю, посуду вытираю!" Не все мелодии получаются красивыми, но все спеты с любовью! Особенно нравится детям, Когда мамы, бабушки и даже папы являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на муз. инструментах, поют частушки, учавствуют в аттракционах. Гостем на празднике бывает Карлсон, дети его угощают сладостями, а потом вспоминают, что сладкими могут быть не только конфеты и печенья, есть еще сладкие слова, и читают стихи.
Оживление вызывает и приход на праздник старухи Шапокляк. Дети предлагают вспомнить ей вежливые, добрые слова. На празднике может появиться и настоящая Фея вежливости.
Особенно приятно услышать в мамин день вежливые слова от пап и мальчиков: "Дорогая! Будте любезны! Несравненная! Будьте добры!"
У всех чудесное настроение! Как хорошо, что мы эти слова помним и что звучат они искренне! Как хорошо, что все мы вместе! Вот воспитание, вот та душевная близость, которая так необходима нашим детям! Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: "Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу.
Таким образом, муз. деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.