МААМ-картинки

Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»

Оксана Цаплина
Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведение – как средство патриотизма, культуры,

нравственности у дошкольников

Противоречия и проблемы

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Публикация «Семинар „Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников“» размещена в разделах

В новых ФГОС в содержании дошкольного образования задачи нравственно - патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие.

Однако в базовой программе по которой работает наш детский сад недостаточно освещена методика работы с детьми в данном направлении.

Предлагается стандартный подход к организации разных видов детской деятельности на основе психологических и возрастных критериев, не учитываются специфика региона, где применяется программа. Поэтому возникает ряд проблем:

* как понятнее и доступнее донести до детей содержание образовательной области «Социализация»;

* какие ключевые моменты истории города и его особенности должны быть даны дошкольникам;

* через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить совместную образовательную деятельность;

* через какие формы работы можно оптимально подключить

родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств

к малой Родине.

Следовательно, появилась необходимость в разработке

целостной системы, которая позволит наиболее эффективно рассмотреть

вопросы нравственно-патриотического воспитания.

Направление работы детского:

Воспитание любви к родному краю. Формирование интереса к «малой Родине», ее культуре, природе и природным ископаемым, к людям труда, традициям и историческому прошлому

Этапы работы:

• диагностика

• тематическое планирование

• создание развивающей среды

• организация работы с детьми в разных видах деятельности

• взаимодействие с семьей

• мониторинг

Создание условий

• Подобрали соответствующее методическое

обеспечение;

Воспитателям были даны рекомендации по организации

нравственно – патриотического воспитания детей;

• Создали условия по организации познавательно –

исследовательской деятельности;

• Создали в группах развивающую среду.

Актуальность, новизна данного направления:

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

У каждого человека есть свой родной город, свое село. Именно от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма.

И какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно-патриотическое воспитание имеет все большее значение и в настоящее время становится приоритетной.

С целью повышения уровня профессионального мастерства ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания в процессе краеведческой работы нами был спланирован ряд методических мероприятий:

• Нормативно – правовая основа патриотического воспитания в ДОУ;

• Методическое обеспечение нравственно-патриотического воспитания в ДОУ;

• Диагностика детей

Нормативно – правовая основа

• Конституция РФ, ст. 42, 58

• Закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы

• Санитарно – эпидеомиологические требования к содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»

Программно – методическое обеспечение:

* Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

* Н. Г. Зеленова "Мы живем в России"

* О. Л. Князева, М. Д. Маханева "Приобщение к истокам русской народной культуры".

* В. Карпенко "Жизнь знаменитых нижегородцев"

* Л. Ф. Мулько "Развитие представлений о человеке в истории и культуре"

* Е. Р. Николаева "Народный календарь"

* Л. А. Кондрыкинская "С чего начинается Родина?". : ТЦ Сфера, 2003г.

* Комратова Н. Г., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. ТЦ Сфера, 2007г

* Новицкая М. Д. "Наследие". Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.

* Голованова "Нижегородский край"

* Смирнова "Очерки о нижегородской области"

* Край мой Арзамасский

* Зацепина "Народные праздники"

Ключевая идея, цель, задачи данного направления:

Идея: поиск способов создания краеведческого пространства, максимально благоприятного для патриотического воспитания ребенка.

Цель: пробуждение патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности.

Задачи:

- Разработать систему воспитания патриотических чувств у детей - дошкольного возраста

- Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

- Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;

- Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами села и района в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Соответствие целей выявленным проблемам:

Анализируя проделанную работу и учитывая недостатки, в целях эффективного повышения работы с детьми, коллектив ДОУ решил свою работу на 2012- 2015 учебный год построить на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», основной целью которой является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Конечным результатом реализации Государственной Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Из общих задач интеллектуально-социального развития детей должны особо выделить задачу – приобщение детей к народным традициям, быту своих предков. Условия ДОУ, высокий профессионализм педагогических кадров, требование времени обязывают нас к постоянному поиску, совершенствованию образовательного процесса с целью всестороннего развития личности ребенка.

Проведённый опрос родителей убедительно свидетельствует о том, что большинство из них считают, что патриотическое воспитание детей должно основываться на эколого-краеведческой работе, проводимой в детском саду.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего села, своей страны; будет уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада, реки Теши, лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории Арзамасского района.

И прежде чем учить детей, необходимо воспитателю научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

Вывод: Социальный заказ общества и родителей воспитанников ориентирован на создание условий, максимально благоприятных для патриотического воспитания через краеведческую работу с детьми нашего детского сада.

Принципы построения педагогического процесса:

- Дифференциация

- Гуманизм

- Историзм

- Интегративность

Реализация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей.

• Организованная НОД

• Совместная деятельность детей взрослых и детей

• Самостоятельная деятельность

Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности:

- игровая деятельность

- познавательно – исследовательская (целевые прогулки, экскурсии по селам, Бебяевский ДК, Пешеланский ДК, детская библиотека, музыкальная школа, краеведческий музей в Новоселковской СОШ, встречи с интересными людьми, рассматривание герба, карты города, природного материала).

- коммуникативная (Составление рассказов на темы «С кем я живу», «Моя улица», «Мой детский сад», беседы, решение проблемных ситуаций).

- продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества - рисование, аппликация, ручной труд).

- трудовая (самостоятельные, совместные действия, поручения).

- чтение художественной литературы (загадки, пословицы, поговорки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе).

- музыкально – художественная (слушание, исполнение, импровизация).

Создание предметно – развивающей среды :

Младшая группа

Основная цель: ознакомление с ближайшем окружением

Средняя группа

Работа ведется по направлением: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «знаменитые земляки», «Приобщение к истокам Русской народной культуры».

Старшая группа

Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России

Формы работы с родителями:

- коллективные: родительские собрания, конференции, круглые столы.

- индивидуальные: беседа, консультация, анкетирование.

- досуговые: совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, конкурсах.

- познавательные: игры с педагогическим содержанием, наглядная информация

- наглядно – информационный: выставки, стенды, папки – передвижки, открытые просмотры занятий, выпуск газет, буклетов.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Проект «Живи в веках, моя Россия» (презентация) Актуальность проекта: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 11:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Цаплина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД