Оксана Налимова
Конспект беседы по содержанию пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа по содержанию пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
Разработала и провела воспитатель МКДОУ п. Кедровый
Налимова О. А. 2018г.
Группа, возраст детей: старшая (5 – 6 лет).
Форма организации деятельности: фронтальная.
Цель: формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической музыкой П. И. Чайковского.
Задачи:
• продолжать развивать ритмический, тембровый, динамический слух;
Публикация «Конспект беседы по содержанию пьесы из „Детского альбома“ П, И, Чайковского „Марш деревянных солдатиков“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• совершенствовать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки;
• учить различать 3-х частную форму произведения.
Учебно – методический комплект: образовательная программа, МКДОУ Детский сад п. Кедровый, разработанная на основе примерной основной общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Методы:
• восприятие музыки
• объяснение, беседа;
• демонстрация иллюстраций, слайдов;
• динамическая пауза (физминутка).
Средства (оборудование): портрет П. И. Чайковского; нотный сборник «Детский альбом» П. И. Чайковского; аудиозапись пьесы «Марш деревянных солдатиков»; слайды компьютерной презентации, иллюстрирующие 3-х частную форму произведения.
Предварительная работа:
С детьми: рисование на тему «Солдатики»; прослушивание маршей различных композиторов (в ходе выполнения утреней гимнастики, на музыкальных занятиях, в свободной игровой деятельности).
С педагогами: консультация на тему «Воспитательное значение произведений «Детского альбома» П. И. Чайковского
С родителями: размещение материалов в родительском уголке на тему: «Послушайте с детьми музыку П. И. Чайковского»
Ход беседы:
Приветствие: Педагог пропевает в ритме марша слова: «Здравствуйте, здравствуйте!»
Дети повторяют.
Задание повторяется 3 раза с последовательным повышением высоты звука.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой композитор? Кого называют композитором? (ответы детей)
Правильно, композитор – это человек, который сочиняет музыку.
Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (показывает портрет)
Мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он жил в середине прошлого века. Его музыку знают и любят слушать люди всего мира. Познакомимся с ней и мы. И начнём знакомство с «Детского альбома». Это не альбом для рисования, который нам хорошо знаком. Это нотный сборник. Он состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Почему так?
В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как Володя играет скучные гаммы и упражнения. И чтобы было интересно играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название. Всего пьес 24. Эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей в те далёкие времена. Композитор рассказал о детских играх, забавах, радостях и огорчениях, о родной русской природе, путешествиях и сказках. (педагог показывает и листает нотный сборник, перечисляя доступные детям по содержанию названия)
«Зимнее утро»
«Мама»
«Игра в лошадки»
«Марш деревянных солдатиков»
«Новая кукла»
«Болезнь куклы»
«Нянина сказка»
«Баба-Яга»
«Сладкая грёза»
«Песня жаворонка»
Сегодня мы с вами послушаем одну из пьес «Детского альбома». Какую? Отгадайте загадку.
Они в коробочке лежат,
Но, если их достать,
Построятся - за рядом ряд
Пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Скажите, как же их зовут (деревянные солдатики)
Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков» в записи.
Педагог: Вы услышали, как четко, ритмично, по-военному шагают игрушечные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. А какой характер у этого марша?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы услышали? Что представили, слушаю музыку?
(Ответы детей)
Педагог: Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг. Марш звучит тихо, прозрачно, но музыка чёткая.
А всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей)
Правильно, ребята. В произведении три части.
Первая и третья часть пьесы - игрушечное войско деревянных солдатиков марширует.
Ощущение кукольности и деревянности композитор передает четким ритмом, негромким звучанием музыки.
В средней части солдатики как будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент на фортепиано). Солдатики как будто играют на барабанах.
Динамическая пауза (физминутка)
Бьет волшебный барабан - бам, бам, бам (хлопают в ладоши)
А волшебный барабум - бум, бум, бум (хлопают по коленкам)
А волшебный барабах - бах, бах, бах (топают ногами)
А волшебный барабух - бух, бух, бух (хлопают по плечикам)
Барабан и барабум поднимают страшный шум
Барабух и барабах, громко скажут нам - ба-бах!
В заключительной части пьесы звучание марша затихает, словно «игрушечное» войско удаляется. (исполняется фрагмент на фортепиано)
Рефлексия:
Что интересного вы сегодня услышали и увидели? Какую музыку мы с вами слушали? Вы сегодня хорошо, активно работали. На занятиях мы обязательно послушаем другие произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.